Педагогические условия развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники

Скачать хорошую курсовую работу на тему: Педагогические условия развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники. В работе обозревается процесс развития произвольной памяти у детей подготовительной группы.
Author image
Fadis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.05.2024
Объем файла
1650 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Память объединяет в единую систему мышление, воображение и восприятие, направляя систему на познание окружающего мира. В дошкольном детстве память ̶ это основная центральная психическая функция, на основе которой построены остальные функции. С точки зрения психического развития именно память становится определяющим моментом в начале развития ребенка.
Изучение проблем развития детской памяти в настоящее время чрезвычайно актуально. Технический прогресс привел к тому, что современные дети вынуждены гораздо быстрее, чем их сверстники лет 50 назад, адаптироваться к условиям взрослой, технически насыщенной жизни. ФГОС дошкольного образования ставит требование разностороннего развития личности будущего гражданина России. Одной из приоритетных задач в этом направлении является развитие познавательной сферы, где память имеет важное значение [1].
Детская психика, в своем физиологическом развитии, не успевает за тем количеством информации, которое обруши

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………........................... 3
Глава I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………….. 6
1.1. Характеристика видов памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 8
1.2. Возрастные особенности памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 12
1.3. Мнемотехника как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста……………………. 18
Выводы по главе …………………………………………………………. 21
Глава II. ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ …………………… 24
2.1. Изучение исходных уровней развития произвольной памяти у детей подготовительной группы …………………………… 24
2.2. Содержание работы по развитию произвольной памяти у детей подготовительной группы посредством мнемотехники …………………………………. 31
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы …………………………………... 35
Выводы по главе …………………………………………………………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 44
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………… 47

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. - 2014.
  2. Примерная основная образовательная программа «От рождения  до школы». – М.: ОИЦ «Академия», 2014. -293с.
  3. «Тосхол» бырагыраама – сана кэрдиис кэмнэ методической босуобуйа / Федер. Гос. Уорэх стандарта – сахалыы о5о тэрилтэтигэр; [Хомуйан онрдулар: С.С Семенова, Д.Г. Ефимова, Ю.В. Андросова]. – Дьокуускай, 2015. – 104 с. Агенство CIP HБР Саха.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/сост. И.В.Дубровина, A.M.Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод.пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо.–М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.
  6. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.Е. Данилова.– М: Академия2000-160с.
  7. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты-Самара / М.В. Демиденко. - Бахрах.: 2004-143с.
  8. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
  9. Кислов, А.В., Пчелкина, Е.Л. Диагностика творческих способностей ребенка/ А.В.Кислов. – СПб.: Питер, 2010. - 86с.
  10.  Козаренко, В.А. Мнемотехника / В.А.Козаренко. – М.: ИЦ «Академия», 2007. -47с.
  11.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю.Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 2007.  – 318 с.
  12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Мастера психологии/А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
  13.  Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие для ВУЗов. Учебник нового века / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 583 с.
  14.  Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб.пособие для студ. ВУЗов / В.С.Мухина. – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – 456 с.

 Количество слов или образов, которые запоминает ребенок в ролевой игре, значительно больше, чем при простом механическом повторении.
В старшем дошкольном возрасте идет процесс качественного улучшения памяти. Совершенствование памяти может идти сразу по нескольким направлениям. Первое это придание процессам запоминания произвольного характера, второе превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную, третье развитие средств и приемов запоминания, так и припоминания. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности [33].
Если в младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются процессами несамостоятельными, а лишь входящими в состав той или иной деятельности (т.е. непроизвольными), то к старшему дошкольному возрасту совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При наличии соответствующих моти