Психолого-педагогические условия формирования представлений старших дошкольников о мире профессий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема исследования связана с тем, что профориентационная работа помогает человеку в профессиональном определении и выборе оптимального вида занятости в зависимости от интересов, возможностей и потребностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Работу по профессиональной ориентации необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно этот возраст является начальным этапом развития личности и выступает новым шагом вхождения в социум.
Важность организации профориентационной работы отмечена в государственных документах: Конвенция о правах ребенка [20], Федеральном законе «Об образовании» [45], в ФГОС ДО [44] и др. Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблема профориентации дошкольников отмечается в направлении «Социально-коммуникативное развитие» и целевых ориентирах дошкольного образования, где опре
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений у старших дошкольников о мире профессий……………………………………………... 7
1.1. Формирование представлений о мире профессий у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………… 7
1.2. Особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий……………………………. 13
1.3. Психолого-педагогические условия формирования представлений о мире профессий у старших дошкольников…………………. 18
Выводы по первой главе……………………………………………………… 22
Глава 2. Организация эмпирического исследования по формированию у старших дошкольников представлений о мире профессий………………… 24
2.1. Организация и методы исследования……………………………24
2.2. Диагностика уровня представлений о мире профессий у старших дошкольников………………………………………………….. 26
2.3. Реализация комплекса психолого-педагогических условий по расширению представлений дошкольников о мире профессий ….. 30
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования ……………. 40
Выводы по второй главе……………………………………………… 49
Заключение ……………………………………………………………………. 51
Список литературы не найден
Кроме того, раннюю профориентацию рассматривают как первичный этап профессионального самоопределения дошкольников [46]. Важным аспектом профессионального самоопределения, по нашему мнению, является постоянное самоопределение, поиск личностно значимой профессии. Этот процесс необходимо начинать в период детства. По мнению ученых, именно в дошкольном возрасте происходит первичная профориентация через ознакомление с трудом взрослых и миром профессий [3].
Ранняя профориентация дошкольников, как считает Н.П. Кубайчук, со-держит в себе «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути» [24].
О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций го-ворится в целом ряде нормативных документов. Одним из значимых векторов работы, указанных во ФГОС ДО, является «социально-коммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников – важная задача профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [44].
Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [36] определяет, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования.
Под профессиональной ориентацией принято понимать систему меро-приятий, которые направл