Система работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность проблемы и темы исследования.
Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.
Ребенку жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но они имеют преимущество в том, что у них еще сохранились колоссальные природные возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством вр
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе
1.1 Понятие "чувство времени" в психолого-педагогической литературе
1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста
1.3.Значение игры в развитии детей дошкольного возраста
1.4. Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития у детей старшего дошкольного возраста физического, психического и художественного чувства времени
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста2.3. Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
2.4. Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Список литературы:
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтина. – М.: Искусство, 1986. - 445с.
Буров А.И. Эстетическая сущность [Текст] / А.И. Буров. – М.: Психология, 1956 – 308 с.
Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман. – М.: Смысл, 1997. 424с.
Изард К.Е. Эмоция человека [Текст] / К.Е. Изард. – М.: Изд-во МГУ, 1980.- 440с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.
Лобова А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку [Текст] / А.Ф. Лобова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.-156с.
Лобова А.Ф. , Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально – игровой деятельности [Текст] / А.Ф. Лобова, О. Е. Дрень. Монография для методистов, воспитателей, музыкальных работников ДОУ/ Уральский государственный университет – Екатеринбург, 2003.- 156с.
Москвин В.А. Попович В.В. Философски-психологические аспекты исследования категории времени // Вопросы психологии 2004. №5
Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ [Текст] / Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер. Вопросы психологии. 1997. №3.
Муравьев В. Овладение временем. М., 1998.
Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №6.
Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
Нурутдинова А.Р. Этико-эстетическое воспитание [Текст] / А.Р. Нурутдинова. Педагогика – 2006 - №10 – С. 87-93
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. М.: Академический проект 1999 – 508 с.
Рубинштейн С.Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. №4.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Уч
В иностранной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущим как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества.
Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учится. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно, и другие виды деятельности льют в