Обучение использованию однозначных и многозначных слов как условие формирования речевой компетенции школьников на уроках русского языка в начальной школе
Введение
Переход от знаниевой парадигмы к компетентностной ставит новые задачи перед общеобразовательной школой. Одной из основных задач российской образовательной политики, обозначенной в ряде документов (законы РФ об образовании, о высшем и послевузовском образовании, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)) является обеспечение высокого качества подготовки учащихся. Всё большее число исследователей приходят к выводу о принципиальной важности изучения, прежде всего, речевых компетенций.
Обогащение словарного запаса – это один из направлений развития речи. Как правило, в практической деятельности педагогов обогащение словаря обучающихся проводилось за счет численного накопления новейших слов, значения которых обязаны были усвоить ученики. На сегодняшний день в связи с возросшими требованиями к культуре речи обучающихся необходимо работать не только над численным, но и над качественным обогащением словарного запаса школьников.
Учащиеся очень часто сталкиваются
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования речевой компетенции школьников на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1. Реализация компетентностного подхода в формировании речевой компетенции учащихся начальной школы 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития речевой компетенции детей младшего школьного возраста 14
1.3. Возможности использования однозначных и многозначных слов в формировании речевой компетенции младших школьников на уроках русского языка 19
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой компетенции учащихся начальных классов при изучении однозначных и многозначных слов 31
2.1. Диагностика уровня развития речи учащихся начальных классов 31
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы по формированию речевой компетенции младших школьников на уроках русского языка при изучении однозначных и многозначных слов 38
2.3. Анализ полученных результатов 52
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Библиографический список 60
Библиографический список
1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 2019. – 560 с.
2. Арбатский, Д. И. Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения / Д. И. Арбатский // Русский язык в школе. – 2010. – № 3. – С.32-37.
3. Безрукова, О. А., Каленкова, О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова; худож. М.В. Беляшова [и др.]. — М.: Русская Речь, 2014. — 70 с.
4. Бершанская, О. Н. Оценка достижений младших школьников: диагностика речевого развития учащихся: учеб.-метод пособие / авт.-сост. О. Н. Бершанская. – Киров: Тип. Старая Вятка, 2022. – 118 с.
5. Валгина, Н. С. Современный русский язык / Н. С. Валгина – М.: Логос, 2022 . – 480 с.
6. Вятютнев, М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков / М. Н. Ватютнев // Иностранные языки в школе. – 1975. – №6. – С. 58-63.
7. Виноградов, В. В. Основные типы лексических значений слова / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. – 2015. – №5. – С. 3 – 30.
8. Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. Избр. труды / В. В. Виноградов; [Отв. ред. и авт. предисл. В.Г. Костомаров ; АН СССР, Отд-ние литературы и яз.]. – М.: Наука, 2017. – 312 с.
9. Винокурова, И. Ю. Культура речи: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров / И. Ю. Винокурова, О. С. Конькова. – Мичуринск, 2013. – 134 с.
10. Власенков, А. И. Русский язык / А. И. Власенков – М.: Логос, 2014. – 238 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – изд. 5. испр. – М.: Лабиринт, 2019. – 352 с.
12. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2013. – № 1. – С. 11-13.
13. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учеб. пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – М.: Логос, 2021. – 328 с.
14. Диброва, Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева. – М., 2018. – 480 с.
15. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремева. – М.: Дрофа, 2020. – 1233 с.
16. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Компетенции в образовании: опыт проектирования / Под редакцией А. В. Хуторского. М., 2017. – С.33-44.
17. Изаренков, Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. – 1990. – № 4. – С. 54-60.
18. Колш
Все богатство любого языка мира составляют слова. Совокупность всех слов в языке составляет его словарный состав или лексику. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. Лексикология рассматривает: 1) слово и его значение; 2) система взаимоотношений слов; 3) история формирования современной лексики; 4) социально-стилевое функционирование слов в различных сферах речи – книжной, разговорной, научной, публицистической [14].
Каждое слово имеет свое лексическое значение. Автор учебного пособия «Русский язык» Л. Л. Касаткин определяет лексическое значение слова как отражение в слове явления реальной действительности: предмета, процесса, признака предмета или процесса, отношения [32]. В зависимости от наличия у слова одного или более значений, в лингвистике русского языка выделяются однозначные и многозначные слова.
Слова, которые имеют одно значение – это одн