Личностные особенности подростков с разными ценностными ориентациями
Введение
Актуальность исследования. Изменения в экономико - политической сфере государства повлекло изменения воспитательного процесса и обучения. Сменились ценности образования, где задачей стало саморазвитие, самовыражение и самоорганизация личности. Что помогает более развернуто раскрыть свои таланты и потенциал. Но искаженная духовность, несформированность условий в обществе для реализации своего «Я» приводит к тому, что необходимо постоянно корректировать смысловые ориентации обучения, предоставить максимальную помощь личности для ее усовершенствования, и обустроить окружающую среду для полноценного саморазвития.
Изменениям в воспитании способствовали новые требования к личности, такие, как самодисциплина, самостоятельность, активность, умение мыслить.
Пoдрoсткoвый возраст – это пeриод, когда начинает складываться ценностно – смыслoвая сфeра. Фoрмированиe цeнностей даeт путь в развитиe личности, социализацию, проектирует мoдель поведения и убеждения индивида. Это период,
Оглавление
Введение………………4
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме ценностных ориентаций в подростковом возрасте 7
1.1 Проблема ценностных ориентаций в психологии………………….. 7
1.2 Психологические особенности подросткового возраста …………... 13
Выводы по первой главе………………………………………………….. 19
Глава 2. Эмпирические исследования подростков с целью изучения их ценностных ориентаций и свойств личности 21
2.1 Организация и методы исследования психодиагностических методик……………………………………21
2.2 Анализ эмпирических данных по психодиагностике ……………… 28
Выводы по второй главе………………………………………………….. 30
Заключение………………………………………………………………... 33
Список используемой литературы ……………………………………… 35
Список используемой литературы
Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие [Текст] / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
Алемаскин, М.Л. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М. Л. Алемаскин. - М.: Знание, 1979. - 42 с.
Арпадьев,Г.Психологическиепроблемысовременныхподростковв пространстве информационных технологий: Развитие личности [Текст] /
Г. Арпадьев. - 2000. - № 2.
Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Т. Байярд, Т. Байярд. - М., 1995.
Бандура,А.Подростковаяагрессия.Изучениевлияниявоспитанияи семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ.
Ю. Брянцевой и Б. Красовского. - М., 1999.
Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп [Текст] / И. П. Башкатов. - М., 2000.
Беличева,С.А.Сложныймирподростка[Текст]/С.А.Беличева.- Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984.
Беличева, С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации "трудных" подростков: Психологический журнал [Текст] /
С. А. Беличева. - 1984. - Т. 5, № 6.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М., 1986.
Варга, А.Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей [Текст] / А. Я. Варга, В. А. Смехов // Вестник Моск. Ун-та. Серия
14. Психология. - 1986. - № 4.
Воробьева, Л.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе: Психология современного подростка [Текст] / Л.И. Воробьева, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн. - М., 1987.
Выготский, Л.С. Педология подростка: Собр. соч.: В 6 т. - Т.4 [Текст] /
Л.С. Выготский. - М., 1984.
Высоцкий, А.И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания подростков [Текст] / А. И. Высоцкий. - Ярославль, 1967.
Горьковая, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков [Текст] / И. А. Горьковская // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - № 2.
Дальто, Ф. На стороне подростка [Текст] / Ф. Дальто. - СПб
Обозначено позитивное приобретение данного возраста такое как «чувство индивидуальности».
О своеобразной пограничности подростка, которая выражается в его положении между двумя культурами — миром взрослых и миром детей говорил и К. Левин. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре. Но он встречает сопротивление со стороны реальной действительности, поэтому не может перейти в сообщество взрослых. Возникает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенности ориентиров, планов и целей во время смены «жизненного пространства».
В психоаналитическом подходе развитие личности подростков тоже было проанализировано (З. Фрейд, А. Фрейд). В подростковый период происходит половое созревание. Прилив сексуальной энергии расшатывает
то равновесие, которое сложилось между структурами личности. Из-за этого детские конфликты возрождаются с новой силой.