Современные подходы к коррекции проблемного поведения детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Этот факт подтверждается следующей статистикой: если в 2020 году Центром по контролю и профилактике заболеваний Соединенных штатов Америки было заявлено, что РАС встречались у каждого 54-го ребёнка (на 10% больше, чем по статистике 2018 года), то в конце 2021 года РАС были выявлены уже у каждого 44-го ребенка [65]. Общая численность лиц с РАС в Российской Федерации в 2021 году составила 39117 человек. По сравнению с 2017 годом, когда было выявлено 15998 человек, прирост составил 23119 человек (145%) [2].
Кроме того, РАС является малоизученным нарушением развития ребенка, характеризующимся выраженными трудностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся или стереотипным поведением. Дети с РАС обладают общими признаками, но с разной степенью их выраженности, среди которых можно выделить: эмоциональную лабильность, ригиднос
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АУТИЗМА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1. Изучение проблемы детского аутизма и расстройств аутистического спектра
1.2. Клинико – психологическая характеристика особенностей поведения у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
2.1. Современные подходы к коррекции проблемного поведения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
2.2. Особенности применения методов прикладного анализа поведения при коррекции поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Выводы по Главе 2
Заключение
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра. // Министерство Здравоохранения РФ [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/594_1 (Дата обращения: 1.04.23).
2. Аналитическая справка о состоянии образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2021 году. – 2021. URL: https:// autism-frc.ru/education/monitoring/1455 (дата обращения: 03.04.2023).
3. Антонова Е. Ю. О сущности и соотношении понятий "детский аутизм" и "расстройства аутистического спектра" / Е. Ю. Антонова, И. Ф. Токарева // Развитие профессионализма. – 2018. – № 2(6). – С. 14-18. – EDN YOCIDZ.
4. Артемова Е.Э. Особенности поведения детей с расстройствами аутистического спектра / Е.А. Артемова, Е.В. Имаева // Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования. – 2017. – С. 122–124.
5. Аутизм в России и в мире [Электронный ресурс] / URL http://ria.ru/spravka/20120402/615322608.html (дата обращения 13.10.2022).
6. Ахметзянова А.И., Дадакина В.Ю., Кротова И.В., Нигматуллина И.А., Твардовская А.А. Расстройства аутистического спектра: современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, В.Ю. Дадакина, И.В. Кротова и др. – Электрон. cетевые данные (1 файл: 10,29 Мб). – Казань: Издательство Казанского университета, 2020. – 911 с.
7. Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма: дис. докт. психол. наук / Е.Р. Баенская. – М., 2008.
8. Белько Т. С. Актуальность проблематики формирования навыков безопасного поведения у детей с рас / Т. С. Белько // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 47. – С. 2612-2616. – EDN ODLOZQ.
9. Блейлер Э. Аутистическое мышление [Текст] / перевод с нем. и предисл. д-ра Я. М. Когана. – Одесса, 1927. – 81 с.
10. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. 1999, —Донец
В западной литературе можно встретить различные мнения о том, какие проблемы поведения характерны при РАС.
Так Лорна Винг (L. Wing) называет проблемами поведения аффективные вспышки, причинение себе вреда, крик, деструктивность, расторможенность, бесцельное наведение порядка, неприятные привычки. Сандра Харрис (S. Harris) относит к проблемам поведения аутостимуляции, искажения в пищевом поведении, нарушение сна, проблемы с туалетом, причинение себе вреда, эмоциональные вспышки, несоблюдение социальной дистанции, агрессию, эхолалию. M. Van Bourgondien в качестве явных проблем поведения у дошкольников с РАС отмечает агрессию, недостаточную дисциплинированность, искажения в пищевом поведении, примитивные навыки игры, нарушение сна, аффективные вспышки и проблемы с туалетом [19].
Р. Шрамм выделяет три основные группы нарушенного поведения. К