Роль поддержки тренера в становлении образа «Я» у ребенка, активно занимающегося спортом
Введение
Развитие ребенка происходит под влиянием различных факторов, наиболее значимыми из которых является его социальное окружение и ведущая деятельность. Для детей дошкольного возраста важную функцию несет игровая деятельность, общение со сверстниками, а также влияние значимых взрослых. Личностное развитие детей-спортсменов имеет определенную специфику, связанную с тем, что ребенок включен в особую деятельность (спорт), а также имеет особого значимого взрослого, кроме родителей - тренера.
Одним из аспектов личностного развития ребенка является самооценка и формирование образа Я. Для детей эти параметры определяются оценкой других, поскольку ребенок в дошкольном возрасте еще не обладает способностью объективно и адекватно себя оценивать. Следовательно, от того, какими оценками и мнениями относительно себя окружен ребенок, зависит его собственное самовосприятие. В нашей работе мы придерживаемся следующего определения образа Я – это система представлений человека о самом себе, своих
Содержание
Введение 3
Глава I Образ Я ребенка-спортсмена: основные теоретические подходы исследований 6
1.1 Становление «Образа Я» в спортивной деятельности: подходы в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Психологические механизмы становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в спортивной деятельности 10
1.3 Специфика социальной ситуации развития ребенка-спортсмена 14
1.4 Роль родителей в становлении образа Я ребенка-спортсмена дошкольного возраста 16
1.5 Роль тренера в становлении образа Я ребенка-спортсмена дошкольного возраста 19
Выводы по главе I 23
Глава II Эмпирическое исследование Образа Я у детей старшего дошкольного возраста в спорте 25
2.1.Схема исследования 25
2.2. Результаты эмпирического исследования 29
Выводы по главе II 41
Заключение 42
Список источников 44
Приложения 49
Список источников
Аникина У.Ю. Влияние отношения к матери на межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста // Современные инновации. 2017. №1 (15).
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы современного человекознания - СПб.: Питер, 2001.
Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Культурно-историческая психология-«наука о свободе» //Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2017. – №. 1 (7). – С. 18-37.
Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки ТГУ. 2011. 2(5).
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. // Пер. с англ. М., Прогресс, 1986.
Боговская К. О. Изучение я-концепции в отечественной психологии //Наука и инновации-современные концепции. – 2020. – С. 147-151.
Бодалев A.A. Психология общения. - Москва : Когито-Центр, 2011. - 598 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Бубнова И. С., Рерке В. И. Влияние позитивных и негативных стилей семейного воспитания на формирование Я-концепции у подростков //Педагогический имидж. – 2020. – Т. 14. – №. 3 (48). – С. 446-458.
Буриков А. В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов //Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – №. 10-2 (76). – С. 82-85.
Воронов Н. А. Использование психологических технологий в спорте //Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. – №. 13. – С. 27-28.
Выготский Л.С., Психология развития. Избранные работы, - М.: Юрайт, 2017.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. / под ред. В.В. Давыдова . – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Давлатов Д. Р. К вопросу психологической подготовки спортсмена //Вестник Таджикского национального университета. – 2019. – №. 8. – С. 230-236.
Дементьева И. М. Особенности становления ответственности у школьников и спортсменов-подростков //Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2020. – №. 1. – С. 46-48.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности разв
У социально активных мальчиков управление сверстниками в первую очередь направлено на объяснение каждого момента игры, на последовательность игровых действий, на исправление уже предпринятых действий. У девочек интенсивный контроль над другим ребенком наблюдается, когда партнер отклоняется от моральных норм отношений в игре, а правила поведения нарушаются [47].
Е.Н. Петренко с соавторами провели исследование, которое показало влияние на волевую регуляцию детей дошкольного возраста, типов воспитания в семье [38]. Результаты показали, что особенности взаимодействия индивидуальных и семейных факторов соответствуют модели «двойного риска»: при неблагоприятном сочетании индивидуальных характеристик и типов воспитания риск неблагополучного развития ребенка многократно усиливается. При высоком уровне наказаний недостаток волевой регуляции создает непропорционально высокий риск возникновения экстернальных проблем (агрессивное, деструктивное и антисоциальное поведение). Интернальные про