Формирование представлений старших дошкольников об объектах неживой природы в процессе экспериментирования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью темы настоящего исследования обусловлена тем, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал в этом направлении. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.
В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Старший дошкольный возраст — это период, который особенно важен для развития познавательной потребности, находящей отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, напр
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о неживой природе детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования………………………….. 7
1.1. Психолого–педагогические основы развития представлений детей старшего дошкольного возраста о неживой природе…………………….. 7
1.2. Роль экспериментирования в деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………. 17
1.3. Экспериментирование как метод формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе………………. 23
Вывод по 1 главе……………………………………………………………. 35
Глава 2. Практический опыт формирования представлений старших дошкольников о неживой природе методом экспериментирования…………………………………………………….. 36
2.1. Критерии, показатели и диагностика сформированности представлений старших дошкольников о неживой природе…………….. 36
2.2. Практический опыт формирования представлений старших дошкольников о неживой природе посредством экспериментирования.. 38
2.3. Анализ эффективности применения метода экспериментирования для формирования представлений старших дошкольников о неживой природе………………………………………………………………………. 41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………. 45
Заключение…………………………………………………………………. 46
Список использованных источников…………………………………… 49
Приложение А………………………………………………………………. 54
Приложение Б………………………………………………………………. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.126 с.
2. Баженова О.П. Экологическое право: М.: Юристъ, 2007. 356 с.
3. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды, М.: Академия.1999 . 187 с.
4. Беляев Г.К. Экология человека: Учеб. пособие для студентов экологов и географов вузов: В 2 ч. Владикавказ: Изд-во Северо-Осет. гос. ун-та, 1997. 458 с.
5. Блум Дж. Педагогическая диагностика в учебном процессе. М.: Феникс, 1998. 207 с.
6. БобылеваЛ. Д. «Практика экологического воспитания школьников». Биология в школе. 1994 №3, 59с.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Знание, 2009. 370 с.
8. Борисевич А.Р. Эколого-педагогический поиск пособие для воспитателей и руководителей. Мн.УП ИВЦ Минфина, 2005 82с.
9. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988. 160 с.
10. Веретенникова А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Мир, 1973. 94 с.
11. Виноградова Н. Ф. «Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы начальной школы». 1997 №4.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь М.: Феникс, 1999. 320 с.
13. Гагарин А.В. Экологическая психология: практический курс. Учебно-методическое пособие по специализации «Экологическая психология». Часть 1: Актуальные проблемы экологиичеловека. М.: Издательство РУДН, 2006. 116 с.
14. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12 - 187 с.
15. Горовая В.И. Об экологическом образовании и воспитании//Современные проблемы экологии и природопользования на Ставрополье. Ставрополь, 1993. 268 с.
16. Грехова Л.И. В союзе с природой. Москва-Ставрополь ЦГЛ Сервисшкола, 2002. 288 с.
17. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
18. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М.: АрКТИ,2001.128 с.
19. Жук Л.И. В гармонии с природой. М.: Красико-Принт, 2002. 128с
20. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень, 1976. 246 с.
21. Захлебный А.Н. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Феникс, 2009. 407 с.
22. Кашлев С.С. Игры-путешествия с экологическим содержанием. Мн. НМЦ, 1997. 126
23. Колпащикова И.Ф. Экология человека: Учеб. пособие. Н. Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2002. 471 с.
24. Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная. М.: Академия, 2005. 364 с.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости, М.: Сфера: Юрайт, 2001. 244 с.
Задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ усложняются из года в год, совершенствуются содержание и методы обучения детей. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов деятельности. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определен примерный объем систематизированных знаний. При этом детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Знания - это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике