Лэп-бук как средство формирования лексических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Лэп-бук как средство формирования лексических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В работе обозревается влияние разработанной системы игровых упражнений с использованием интерактивного пособия «Лэпбук» на речевое развитие детей с ОНР III уровня.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.04.2024
Объем файла
5602 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
880 руб.
1100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
По последним данным Всемирной организации здравоохранения [37] речевые нарушения различной степени тяжести проявляются более чем у 30 % детей, начиная с раннего возраста. Традиционно, 68 % дошкольников с патологией речи получают специализированную помощь в России после 5-ти лет, когда речевой дефект уже закрепился. На момент поступления в начальную школу у 20-30 % детей сохраняются проявления общего недоразвития речи (ОНР), обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации.
По мнению ученых (А.В. Запорожца, Н.А. Ветлугиной, Ф.А. Сохина, Е.А. Флериной, М.М. Кониной) изучавших речевое развитие данной категории детей, особенности выражаются в нарушении формирования фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Невозможность полноценного речевого контакта, обедненный словарный запас, неполноценность грамматического построения фразы, однообразие лексического наполнения речи и нарушения звукопроизношения и фонематических процессов негативно отражаю

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ЛЭПБУКА» КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ ПАТОЛОГИЙ8
1.1Развитие лексических категорий в онтогенезе у старших дошкольников8
1.2Особенности формирования лексических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи16
1.3Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий24
Выводы по I главе26
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ28
2.1.Организация и методика экспериментального исследования сформированности лексических категорий у детей старшего дошкольного возраста28
2.2Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента33
Выводы по II главе39
ГЛАВА III. «ЛЭПБУК» КАК СРЕДСВО КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ40
3.1Система игровых упражнений с использованием «Лэпбука»40
3.2Экспериментальная работа по проверке эффективности, разработанной системы игровых упражнений с использованием «Лэпбука» с целью развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня45
Выводы по III главе48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ53
ПРИЛОЖЕНИЕ А60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.
Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст]: учеб. пособие: для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Изд. центр «Академия», 1997. – 399 с. – (Педагогическое образование).
Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 714 с.
Блохина, Е., Лиханова, Т. Лэпбук – «наколенная книга // Обруч. – 2015. – № 4.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»] / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1981. – 255 с.
Ванюхина, Г. А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля / Г. А. Ванюхина // Логопед. – 2006. – № 4.
Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 108 с.
Винокурова, В. Г., Лашина, Л. И. Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения / [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/lepbuk-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-doshkolnogoobucheniya (Дата обращения: 08.01.2022).
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008. – 133 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь: сборник / Л. С. Выготский; [предисл., с

Для достижения цели экспериментального изучения необходимо решить следующие задачи:
Разработать методику изучения особенностей сформированности лексических категорий у дошкольников с нарушениями речи;
Провести экспериментальное изучение состояния лексики у дошкольников с нарушениями речи;
Проанализировать полученные результаты.
Изучение особенности формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводилось в 3 этапа.
Первый этап экспериментального изучения заключался в выборе базы проведения исследования, экспериментальных методик.
На втором этапе было проведено экспериментальное изучение по поставленным задачам с использованием подобранных методик. Обследование лексики у дошкольников проводилось в первой половине дня. Диагностические задания были одинаковыми для всех детей. Каждое задание выполнялось с ребенком индивидуально.
На третьем этапе экспериментального изучения был выполнен количественный и