Cистема начального и среднего профессионального образования в СССР в 1940-1991 гг
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется задачами модернизации системы подготовки рабочих кадров, которые особенно остро стоят сегодня перед нашим обществом и страной. Государственная программа «Развитие образования», принятая в 2017 г. одним из приоритетов образовательной политики определяет «создание конкурентоспособной системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями». В этой связи представляет интерес изучение советского опыта развития начального и среднего профессионального образования (НиСПО).
Необходимо отметить, что система профессионального образования в России наиболее интенсивно стала развиваться именно в советский период. Принципы ее формирования были сформулированы в декларациях Наркомпроса «О задачах профессионально технического образования в России» (1919) и «О профессионально-техническом образовании» (1920). Поиск наибо
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1Развитие начального и среднего профессионального образования на Кубани в 1940-е-1950-е гг.
1.1Общая характеристика уровня развития системы образования в Краснодарском крае к началу 40-х гг. ХХ в.
1.2Деятельность системы НПО Краснодарского края на этапе послевоенного восстановления
2.Организация подготовки рабочих кадров в Краснодарском крае во второй половине 50-х – 70-е годы XX века
2.1 Начальное и среднее профессиональное образование в Краснодарском крае в 1951-1965 гг.
2.2 Трансформация системы начального профессионального образования Кубани во второй половине 1960-х – 1970-е гг.
3Развитие профессионально-технического образования в Краснодарском крае в конце 70-х – начале 90-х гг. ХХ в.
3.1 Преобразования системы начального и среднего профессионального образования в конце 70-х – середине 80-х гг.
3.2 Состояние системы профессионально-технического образования Краснодарского края в период перестройки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники
Архивные материалы
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
Ф. А-374. Центральное статистическое управление РСФСР. Оп. 39. Д. 6449.
Ф. Р-5451. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов. Оп. 15. Л. 108; Оп. 26. Д. 3413.
Ф. Р-9527. Комитет народного контроля СССР. Оп. 1. Д. 2494, 3408.
Ф. А-1565. Оп. 1. Д. 22. Л. 50-55.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
РГАСПИ. Ф. 17. Центральный комитет РКП(б) – КПСС. Оп. 102. Д. 498, 499; Оп. 139. Д. 565, 566; Оп. 142. Д. 496; Оп. 145. Д. 535; Оп. 146. Д. 559; Оп. 147. Д. 546; Оп. 149. Д. 593; Оп. 150. Д. 580.
РГАСПИ. Ф. 17, оп. 2. Д. 708. Л. 170.
1.1.3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК)
ГАКК. Ф. Р-890, оп. 1. Д. 249. Л. 115.
ГАКК. Ф. Р-1561. - Оп. 2. - Д. 853. - Л. 4.
ГАКК. Ф. Р-1134. Л. 18.
ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 1063. № 38.
ГАКК. Ф. Р-1561. - Оп. 2. - Д. 612. - Л. 6.
ГАКК. Ф. Р-1561. Оп. 2. Д. 637. Л. 24–28
ГАКК. Ф. Р-291. Л. 11.
ГАКК. Ф. Р-365, оп. 1. Д. 33, л. 10.
ГАКК. Ф. Р-1561. - Оп. 2. - Д. 612. - Л. 3; Д. 853. - Л. 4; Д. 637. - Л. 27.
ГАКК. Ф. Р-1561. - Оп. 2. - Д. 612. -Л.Л. 6-7.
ГАКК. Ф. Р-1561. - Оп. 2. - Д. 637. - Л.Л. 24-28.
ГАКК. Ф. Р-1561. - Оп. 2. - Д. 853. - Л. 4.
ГАКК. Ф.Р-1561. - Оп. 2. - Д. 612. - Л.Л. 5-13.
ГАКК. Ф.Р-1561. Оп. 5. Д. 112. Л. 188.
ГАКК. Ф.Р-1561. Оп. 5. Д. 112. Л. 2-22, 23-30, 71-81, 91-111, 113-114, 127-130, 135-145, 185-198, 208-212.
ГАКК. Ф.Р-1561. Оп. 5. Д. 112. Л. 28.
ГАКК. Ф.Р-1561. Оп. 5. Д. 112. Л. 72.
ГАКК. Ф.Р-1561. Оп. 5. Д. 113. Л. 26.
ГАКК. Ф.Р-1561. Оп. 5. Д. 113. Л. 26-30, 35.
ГАКК. Ф.Р-1561. Оп. 5. Д. 113. Л. 35, 67-74, 75-78, 104-110, 116-117, 139-143.
ГАКК. Ф.Р-1893. Оп. 1. Д. 7. Л. 107, 108.
ГАКК. Ф.Р-1893. Оп. 1. Д. 7. Л. 138, 157, Д. 14. Л. 56-57.
ГАКК. Ф.Р-1893. Оп. 1. Д. 7. Л. 47-50, 59-60.
ГАКК. Ф.Р-1893. Оп. 1. Д. 1, 2; Д. 24,
Точно также, преимущественно на общественных началах осуществлялось восстановление ремесленных училищ и школ ФЗО, однако, если большинство школьников не было вовлечено в производственный процесс, то ученические бригады училищ активно участвовали в ремонте местных предприятий, что не позволяло оперативно организовать работу по ремонту собственно образовательных учреждений, общежитий, учебных мастерских.
Еще одна проблема восстановления учреждений сети трудовых резервов состояла в том, что для организации процесса обучения необходимо было более сложное производственное оборудование, которого не хватало даже для действующих производств. Поэтому восстановление учебно-производственной базы в системе начального и среднего профессионального образования проходило несколько медленней, чем общеобразовательных школ. Помощь воспитанникам системы трудовых резервов оказывали и жители города. Так, например, учащи