Корреляционный анализ и сферы его применения
Введение
Усиление интереса в психологической науке к потенциалу корреляционного анализа обусловлено целым рядом причин. Во-первых, становится допустимым изучение широкого круга переменных, экспериментальная проверка которых затруднена или невозможна. Ведь по этическим соображениям, к примеру, нельзя провести экспериментальные исследования самоубийств, наркомании, деструктивных родительских воздействий, влияния авторитарных сект. Во-вторых, возможно получение за короткое время ценных обобщений данных о больших количествах исследуемых лиц. В-третьих, известно, что многие феномены изменяют свою специфику во время строгих лабораторных экспериментов. А корреляционный анализ предоставляет исследователю возможность оперировать информацией, полученной в условиях, максимально приближенных к реальным. В-четвертых, осуществление статистического изучения динамики той или иной зависимости нередко создает предпосылки к достоверному прогнозированию психологических процессов и явлений.
Однако сл
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ темы «Корреляционный анализ»……………………………………………………….4
1.1. Теоретические аспекты изучения явления «Корреляционный анализ»…...4
1.2. Природа явления «Корреляционный анализ»…………………………….7
Глава 2. Исследование актуальности «Корреляционный анализ» в современных условиях…………………………………………………….......18
Глава 3. Корреляционный анализ и область его применения……………….21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………26
Список использованной литературы
1. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс, 1976. – 496 с.
2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для педагогов. М., 2013.
3. Лекция на тему: «Корреляционный анализ» // www.kgafk.ru, 2019, 8 с.
4. Корнилова Т. В., Шуранова О. И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу // Becтн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2017. № 4
5. Наследов А.Д. Математические методы педагогического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2014;
6. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. – М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: ООО «Речь», 2020. – 350 с.
8. Сидоренко Е. Методы математической обработки в педагогике. СПб., 2002.
9. Титкова Л.С. Математические методы в педагогике. Учебно-методическое пособие. – Изд-во Дальневосточного университета: Владивосток, 2002. – 142 с.
10. Харченко М.А. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. Учебное пособие для вузов. Издательско-полиграфический центр Воронежского гос. ун-та . Воронеж, 2018.
Зависимость подразумевает влияние, связь – любые согласованные изменения, которые могут объясняться сотнями причин. Корреляционные связи не могут рассматриваться как свидетельство причинно-следственной связи, они свидетельствуют лишь о том, что изменениям одного признака, как правило, сопутствуют определенные изменения другого, но находится ли причина изменений в одном из признаков или она оказывается за пределами исследуемой пары признаков, нам неизвестно.
Корреляционные связи различаются по форме, направлению и степени (силе).
По форме корреляционная связь может быть прямолинейной или криволинейной.
Прямолинейной может быть, например, связь между количеством тренировок на тренажере и количеством правильно решаемых задач в контрольной сессии.
Криволинейной может быть, например, связь между уровнем мотивации и эффективностью выполнения задачи. При повышении мотивации эффективность выполнения задачи сначала возрастает, затем достигается оптимальный уровень мотивации,