Психологическая коррекция мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы развития речи становятся все более актуальными. Все больше детей имеют различные нарушения речевой деятельности, которые могут вызвать нарушения других психических процессов и развития ребенка в целом. Речь идет о таком психическом процессе как мышление.
Мышление – это психический процесс, который помогает личности анализировать полученные знания и опыт, планировать и упорядочивать в мыслях явления и окружающие ее предметы. Уровень развития мышления дошкольника обеспечивает успешность овладения ребенком образовательной программой в детском саду и в дальнейшем школьном обучении. Проблема развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно изучена в современной специальной педагогике и психологии. Это позволяет нам теоретически и эмпирически исследовать особенности их мышления и искать в дальнейшем пути его развития. Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Проблем
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретический обзор особенностей мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.2. Особенности формирования и развития мышления в онтогенезе 12
1.3. Особенности мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.1. Организация и методики исследования мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.2. Анализ результатов исследования 27
Выводы по главе 2 41
Глава 3. Работа по коррекции мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи 42
3.1. Проведение психологической коррекции мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи 42
3.2. Анализ проведенной работы 47
Выводы по главе 3 55
Заключение 56
Список литературы 58
Список литературы
1. Аббасова Л.И. Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников [Текст] / Л.И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62-1.
2. Амодт С. Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным [Текст] / С. Амодт, С. Вонг ; пер. с англ. К. Савельева. – М.: ЭКСМО, 2014. – 477 с.
3. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. [Текст] / П.К. Анохин, Отв. ред. Ф.В. Константинов, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 2008. – 399 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – Б.: БГК (Благовещенский Гуманитарный Колледж) им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 392 с.
5. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи. Современное дошкольное образование. 2017. № 2. С. 38-43.
6. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования [Текст] / Т.Н. Березина // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2009. - № 7. – С. 19-25.
7. Бурачевская О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования [Текст] / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2. – С. 55-57
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т.5. – № 4(17)
9. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления (для детей четырех лет) [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 2013. – 96 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – 6-е изд. испр. – М.: Лабиринт, 2011. – 350 с.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 206 с.
12. Горская Н. Е., Глызина В. Е., Белоусова Е. С. Исследования взаимосвязи между свойствами мышления и структурой языка. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 10. С. 295-301.
13. Дронжек Н.В. Развитие творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы [Текст] / Н.В. Дронжек // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №71-2.
14. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи. – М.: Лабиринт, 2017. – 188 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Воронеж, НПО МОДЭК, 2017. – 432 с.
16. Иневаткина
Данный тип нарушений может отличаться разной степенью тяжести, от фактически полной неспособности к речи и формулировке мысли до почти незаметных элементов ошибочного фонологического или лексико-грамматического употребления языковых единиц [30].
Общее недоразвитие речи характеризуется многообразием форм, которые проявляются преимущественно в определенном возрасте и со временем при вмешательстве специалистов исправляются. Диагноз устанавливается преимущественно при специализированного логопедического обследования. По своему клиническому составу категория детей, пораженных ОНР неоднородна и прежде всего, включает неосложненную форму, причиной которой может быть ряд дисфункций деятельности определенных отделов головного мозга. Эти дисфункции могут включать в себя недоформированность эмоционально-волевой сферы, снижение уровня регуляции мышечного тонуса, пониженную дифференциацию сложной двигательной моторик