Профессиональные и личностные качества педагога инклюзивного образования
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня инклюзивный подход к обучению является в качестве одной из важнейших мировых и российских стратегий образования. Данный подход рассматривается как один из возможных подходов к разработке социальных, психологических и педагогических условий, необходимых для реабилитации лиц с проблемами в развитии.
Важнейшим условием воспитания, обучения и социокультурной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья является создание комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства инклюзивного образования. Оптимальное функционирование психолого-педагогического пространства инклюзивного образования требует осуществления взаимодействия всех субъектов, входящих в его структуру.
В настоящее время одной из самых явных проблем, которые препятствуют внедрению инклюзивного образования является низкий уровень профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения, а также недостаточно сформированные
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Анализ инклюзивного образования в России
1.2 Особенности профессиональной деятельности педагога в инклюзивном образовании
1.3 Профессионально-важные качества педагогов инклюзивного образования
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Выявление профессионально-значимых качеств педагогов инклюзивного образования
2.2 Рекомендации по формированию профессионально-значимых качеств педагога в условиях инклюзивного образования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: проблемное поле исследований // Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: сборник статей / Под ред. Н.В. Бордовской. СПб., 2012. С. 3-24.
2. Братчикова Ю. В., Герасименко Ю. А. Актуальные проблемы внедрения инклюзивного образования в России. Педагогика и психология здоровья : учеб. пособие-хрестоматия / под ред. Л. В. Моисеевой; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. – c. 10
3. Воробьева Д. В. Понятие психологической и профессиональной готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике / Д. В. Воробьева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материлам 10-й Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. 1. С. 87–92.
4. Геркина Н. В., Загладина Е. Н., Новикова Т. В. Инклюзивный подход в рамках современного образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6. Ч. 3. – С. 193–195.
5. Грохотова Ж.А. Игра "Стартинейджеры" на тему "Здоровый образ жизни".// Педсовет. - 2011. - №3. - С. 5-6
6. Захарова, С. И. Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / С. И. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74403/ (дата обращения: 25.03.2023).7. Рябова Н. В., Карпунина О. И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 10 (205). — С. 119–124.8. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О. С. Кузьмина. — Омск, 2015. — 319 с.
9. Костромина С.Н. Психология профессионального развития на этапе обучения в вузе // Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: сборник статей / Под ред. Н.В. Бордовской.СПб., 2012. С. 25-75
10. Малофеев Н. Н. Специальное образование в Ро
1.2 Особенности профессиональной деятельности педагога в инклюзивном образовании
Среди профессиональных компетенций педагогов в сфере инклюзивного образования выделяют нормативно-творческую, проектную, диагностико-консультативную, педагогическую, образовательную, коррекционно-развивающую, научно-методическую, социально-педагогическую, психологическую, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую.
Ученые (С. В. Алехина, Д. З. Ахметова, Е. Н. Кутепова, Н. Н. Малофеев, З. Г. Нигматов, Н. Я. Семаго, Е. Р. Ярская-Смирнова, Т. Брэндон, Е. Н. Дено, А. Дайсон, Д. Л. Фергюсон, М. Рейнольдс) выделяют теоретические, методологические и практические особенности развития инклюзивного образования, основные направления его внедрения в социальную