Формирование медийно-информационной грамотности обучающихся: школьная медиавертикаль
ВВЕДЕНИЕ
Всё больше внимания в обществе уделяется современной школе. Какая она должна быть? Новые здания, отвечающие всем требованиям современности, с открытой и прозрачной информационно доступной, иметь свой сайт, выполненный соответственно общим требованиям, что указано в распоряжении Департамента образования г. Москвы от 2 сентября 2014г. № 752. Что влечет за собой определенный уровень медийно-информационных компетенций, наступает время необходимости владения определенным уровнем медийно-информационной грамотности. Значит необходимо уметь анализировать и синтезировать медиареальность, понимать медиатексты, владеть медийной техникой, знать основы медиакультуры. Медийно-информационная грамотность стала неотъемлемой составляющей современного образования как элемент информационно-коммуникационной компетенции. Что также подтверждают данные Mediascope в феврале 2020 года аудитория интернета в России достигла 79% населения страны.
А что же современный учитель? Как он ориентируется в современном информационном обществе, которое вступило в информационную эру развития? Эволюция современного медиапространства происходит с бешеной скоростью. Доступность широкой аудитории сети интернет и обмена информацией позволяет ускорить многие процессы в разы, преодолеть расстояние, открыть новые горизонты знаний и информации. Где, не владея определенными компетенциями можно «захлебнуться» в потоки информации и
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1. Понятия «медиаобразование», «медиаграмотность», «медийно-информационная грамотность» 8
1.2. Обзор научных работ по вопросам медийно-информационной грамотности педагогов и обучающихся 14
1.3. Российская карта Медийно-информационной грамотности и входящие в нее компетенции 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МЕДИАГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ МЕДИАВЕРТИКАЛЕ 24
2.1 Проведение эмпирического исследования МИГ обучающихся и педагогов 24
2.2. Создание авторской программы 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Распоряжение Департамента образования г. Москвы от 02.09.2014 № 752. URL: https://www.edusite.ru/DswMedia/752-ot-02092014polojeniepomoskve.pdf (дата обращения: 20.01.2021).
2. Антипина Н.Л., Герасимова Г.И., Мурзина Е.В. Исследование медийно-информационной грамотности российских подростков // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №2 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-mediyno-informatsionnoy-gramotnosti-rossiyskih-podrostkov (дата обращения: 11.12.2022).
3. Воронова А. А., Кравец К. К. Модель формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзивного образования // Концепт. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-mediagramotnosti-u-obuchayuschihsya-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.12.2022).
4. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. №46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediyno-informatsionnaya-gramotnost-v-strukture-professionalnoy-podgotovki-pedagogov-zhurnalistov-bibliotekarey (дата обращения: 11.12.2022).
5. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. – Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.
6. Жилавская И.В. Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании // Magister Dixit. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediainformatsionnaya-gramotnost-kak-novoe-napravlenie-v-mediaobrazovanii (дата обращения: 11.12.2022).
7. Жилавская И. В., Онучина К.К. Виды медиа: типология и история: учебное пособие. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 208 с.
8. Исследование “Экономика Рунета / Экосистема цифровой экономики России 2019” – восьмой регулярный отчет о состоянии и развитии интернет-экономики России и его влиянии на смежные отрасли. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/ (дата обращения 20.01.2021).
9. Каменев Р. В., Крашенинников В. В., Троцкая А. Ив. Медиаобразование и профессиональная подготовка педагогов // Вестник НВГУ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-i-professionalnaya-podgotovka-pedagogov (дата обращения: 11.12.2022).
10. Костина О. В. Медиаобразование как средство профессионального роста учителя // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-kak-sredstvo-professionalnogo-rosta-uchitelya (дата обращения: 12.12.2022).
11. Лаптун
На рис. 3 отмечено, что 93 педагога (53%) являются классными руководителя, тогда как 84 педагога (47%) нет.
Согласно рис. 4, на вопрос относительно того, относятся ли педагоги к медийной сфере, были получены следующие ответы: видеопроизводство, телевидение – 2 педагога (10%), дизайн и радио – 0 педагогов (0%), фото – 5 педагогов (24%), медиатехнологии – 3 педагога (14%), медиапроизводство в целом – 5 педагогов (24%). Затруднились назвать точное название своего курса 11 педагогов (52%).
Рис. 2. Гендерный состав педагогов
Рис. 3. Классное руководство
На рис. 5 представены ответы педагогов на вопрос пристутсвия в социальных сетях. Было установлено, что 62,1% (110 педагогов) имеют аккаунты в ВКонтакте, 45,2% (80 педагогов) – в Одноклассниках, 52,5% (93 педагога) – в Facebook, 65% (115 педагогов) – в Instagram