Развитие учебной самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математике
ВВЕДЕНИЕ
История проблемы развития детской самостоятельности насчитывает более ста лет. Она заставляла задумываться как античных мыслителей и педагогов, так и современных ученых.
В настоящее время в системе начального общего образования проблема развития у школьников учебной самостоятельности остается актуальной и значимой. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения направлен на реализацию системного, комплексного и гармоничного развития личности младших школьников, освоении ими знаний, умений и компетенций, необходимых для успешного освоения ими программы основного общего образования и для жизни в обществе в целом, посредством системно-деятельностного подхода. Одним из итоговых результатов изучения школьных предметов и модулей в начальной школе выступает умение учиться самостоятельно как основа на пути к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию.
Начинать развивать учебную самостоятельность необходимо именно в
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития учебной самостоятельности у младших школьников……………………………………….9
1. 1. Анализ проблемы развития учебной самостоятельности у школьников в психолого-педагогической и методической литературе………………………..9
1. 2. Современные положения и подходы к формированию и развитию учебной самостоятельности………………………………………………………………….17
1. 3. Анализ проблемы в современных учебно-методических комплектах для начальной школы…………………………………………………………………...34
Выводы по первой главе……………………...………………………………….47
Глава II. Экспериментальное изучение влияния разработанного комплекса заданий на развитие учебной самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математике……………….49
2.1. Оценка уровня сформированности учебной самостоятельности у первоклассников ……………...……………………………………………………49
2.2. Апробация комплекса заданий по математике, направленного на развитие учебной самостоятельности у младших школьников……………………………56
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………………63
Выводы по второй главе.………………………………………………………...65
Заключение………………………………………………………………………….67
Список использованной литературы…………………………………………....71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Александрова Э. И. Математика. 1 класс: книга для учителя. М.: Дрофа, 2004. 192 с.
2) Алексеева Л.П., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Лошкова. М.: Просвещение, 2010. 120 с.
3) Аргинская И.И., Биненсон Е.П., Итина Л. С. Математика: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы: в 4 ч. Ч. 1. Самара: Корпорация «Федоров», 2001. 64 с.
4) Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику «Математика. Москва: Дом Федорова, 2006. 160 с.
5) Аристова Л.П. Повышение самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе по основам наук в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1959. 21 с.
6) Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
7) Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 182 с.
8) Беседы с учителем: методика обучения. 1 класс / под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Граф, 2004. 383 c.
9) Безруких М. М., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 1 для 1 класса четырехлетней начальной школы. M.: Вентана-Граф, 2005. 64 с.
10. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. 400 с.
11) Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Рассказов, 2002. 360 с.
12) Воронцова А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2004. 304 с.
13) Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. т.2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
14) Выготский Л.С. Психология развития: избранные работы. М.: Юрайт, 2022. 302 с.
15) Ганцен Н. Ф. Групповая работа в курсе методики преподавания математики // Начальная школа плюс до и после. 2007. № 4. С. 23-25.
16) Голант Е.А. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Вос
При такой системе учитель выполняет роль наблюдателя и консультанта. При выполнении заданий младшие школьники используют следующие операции: при помощи «стола помощников» определяют, где возникло затруднение, и пытаются восстановить общий способ действий для решения целого класса задач, схожих с той, в которой возникла ошибка; затем сравнивают свой способ с полученным на предыдущем этапе и определяют, в каких местах была допущена ошибка и почему; после этого происходит поиск на «столе заданий» средств, которые могли бы устранить ошибки; в самом конце решается аналогичная задача, где необходима репродуктивная деятельность по применению нового способа в известной ситуации [12, с. 244-245]. Таким образом, каждый обучающийся получает возможность формирования индивидуальной стороны умения у