Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать курсовую работу, в которой проанализирована психолого-педагогическая, логопедическая и методическая литература по данной теме. Осуществлен анализ состояния слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и эффективности логопедической работы на контрольном этапе исследования.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.04.2024
Объем файла
789 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку.
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации представленной Розой Евгеньевной Левиной речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи. Данный вид нарушения представляет собой нарушение формирования как звуковой, так и смысловой сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом.
У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого нарушения. Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Аэлита Капитоновна Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов разли

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе………...................6
1.2 Специфика нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………...….13
1.3 Способы коррекции нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ……………..…………………..23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и описание методики исследования уровня сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………..29
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов на констатирующем этапе исследования………………………………………………………………32
2.3 Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..34
2.4 Анализ состояния слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и оценка эффективности логопедической работы на контрольном этапе исследования …………………………...………….......37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………..………45
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..……………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович, З. Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 66 с.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». – 96 с.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1977, 256 с.
Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: метод. пособие / С. Е. Большакова. – 3-е изд. – Москва: Сфера, 2019. – 64 с.
Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. – В кн. Язык и человек. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. – С. 55-62.
Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2010. – 470 с.
Гвоздев А.Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. – Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1981. – 23 с.
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В 2 тт. Т.11 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – С.112-122.
Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2021. – 288 с.
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учебное пособие для студентов дефектологического и дошкольного факультетов педагогических вузов. – М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994. – 128 с.
Каше Г.А. Формирование произношения с общим недоразвитием речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыва

Они отмечают, что произносительные возможности детей с ОНР во многом отстают от возрастной нормы: встречаются искажения в произношении мягких и твердых звуков, свистящих, щипящих, сонорных, звонких и глухих; грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава.
При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: присутствуют перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных Г.А. Каше, характеризуя особенности речи детей с общим недоразвитием речи, говорит о том, что, в первую очередь, акцентирует на себе внимание крайне неполноценное общее звучание речи, причиной которого является неправильное произношение отдельных звуков и значительные трудности при воспроизведении слов различной слоговой структуры [11]. Эти трудности выражаются в изменении или замещении отдельных звуков, а также в перестановке, опускании или добавлении звуков и слогов. Следующими иссле