Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Скачать дипломную работу на тему "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр" в которой проведен теоретический анализ проблемы развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста. Изучена взаимосвязь значений показателей развитии мышления у контрольной и экспериментальной группы.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.04.2024
Объем файла
654 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей. В последние годы повышаются требования к психическому развитию детей дошкольного возраста. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Ребенок, приходящий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном плане, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития, логического мышления, речевого развития. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - игре. Одним из важнейших показателей готовности дошкольников к школьному обучению является логическое мышление.
Мышление — это особый вид теоретической и практической деятельности, который предлагает включенную в него систему действий и операций приблизительно исследовательского, когнитивного и преобразовательног

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретические и методологические подходы к изучению особенностей развития мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. 8

1.1 Общепсихологическая характеристика феномена «мышление». 8

1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 12

1.3. Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. 19

1.4 Дидактические игры как способ развития мышления детей старшего дошкольного возраста. 22

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26

2.1 Методологические принципы исследования 26

2.2 Организация и планирование исследования 27

2.3 Характеристика выборки исследования. 27

2.4 Методы и методики исследования. 28

2.5 Математико-статистические методы исследования. 38

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 39

3.1 Сравнительный анализ показателей развития мышления детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах до реализации развивающей программы. 39

3.2 Сравнительный анализ изменения покозателей развития мышления детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп после проведения развивающей программы 49

3.3 Взаимосвязи показателей мышления воображения детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах 58

Заключение 59

Список литературы 61

Приложение 1 65

Приложение 2 73

Приложение 3 74

Приложение 4 76

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Общая психология [Текст]/ Г.С. Абрамова - М.: Академический Проект, 2002.- 307с.

2. Баринова, Н. Ребенок развивается в игре [Текст] / Н. Баринова // Ребенок в детском саду. – 2010 - № 6 – С. 20-22.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – М.: Педагогика. - 2009 –220 с. 

4. Блонский П.П. Память и мышление [Текст]/ П.П. Блонский – С-Пб.: Питер, 2001- 492 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1985 – 160 с.

6. Бондаренко, А.К. Теория дидактических игр и практика использования в детском саду [Текст]/учебное пособие для студентов // А.К. Бондаренко – М.: МГПИ, 1995 – 68с.

7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /Кн. для воспит. дет.сада // А.К. Бондаренко – М: Просвещение, 1991 – 160 с. 

8. Виногорова, Т.Ф. Изготовление дидактических игр из бросового материала [Текст] / Т. Ф. Виногорова // Дошкольное воспитание. – 2013 - № 12 – С.15-18.

9. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.Просвещение, 1985 – 349 с. 

10. Гранкова, Н. Дидактическая игра «Рыбалка» [Текст] / Н. Гранкова // 

11. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников [Текст] / – М.: Педагогика, 1994- 309с.

12. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] /М.И. Еникеев. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007- 126с.

13. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников[Текст] // Вопросы психологии. – 2002 - № 2 – с. 17-20.

14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] // Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,2004- 274с.

15. Карпов Ю.В. О диагностике стадий интеллектуального развития ребенка [Текст] // Вестник М.: ун-та. Серия 14 Психология. – 1995 - № 1 – с.7-13.

16. Кузин В.С. Психология. [Текст] / В. С. Кузин – М.: АГАР, 1999- 69с.

17. Кора

Дошкольный возраст характеризуется тем, что, в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Четырех-пятилетние дети не в состоянии еще воспринимать, оценивать и делать определенные выводы о себе на основе информации об успешности их деятельности независимо от того, является эта информация качественной или количественной. Они не способны корректировать свои действия и суждения на основе сведений, получаемых от других людей. У детей более старшего возраста информация об устойчивости или изменчивости их достижений, получаемая со стороны, оказывается более полезной в прогнозах собственных успехов и неудач. Например, при объективной вероятности успеха, равной 50%, дети до возраста 4,5 года, как правило, на 100% уверены в своем успехе. Признаки сомнения начинают появляться лишь у более старших по возрасту детей [34, с. 163].
Шестилетние дети еще не усматривают позитивной зависимости между трудностью задачи и привлекательностью успеха.
Установлено, что четырехлетние дети не имеют адекватного уровня притязаний. Они нередко ставят перед собой слишком сложные, практически не достижимые цели. Пяти-шестилетние дети проявляют больше реализма, однако в целом также характеризуются завышенным уровнем притязаний. Такое происх