Особенности эмоциональной сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений с различным уровнем профессионального выгорания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности в последнее время стало одной из острейших проблем социального плана, которая вызывает широкий интерес для исследователей, социальных институтов и специалистов в силу необходимости эффективного ее решения. В настоящий момент, несмотря на длительную и глубокую разработку данного вопроса, остаются неразрешенными многие вопросы теоретического и методического плана. Так, в науке не существует единого концептуального подхода к эмоциональному выгоранию, существует широчайший и разрозненный ряд структурно-содержательных представлений. В то же время, в аспекте практической организации работы в образовательных организациях борьба с эмоциональным выгоранием основного кадрового состава необходима для его функционального и численного сохранения. В условиях, когда российские образовательные учреждения испытывают систематический кадровый голод это, становится особенно важным. Необходимо также отметить, что сохранение оптимального психического состояния педагогов – это залог здоровья всего общества, т.к. именно они находятся в постоянном взаимодействии с детьми и их семьями, оказывая огромное влияние на их развитие и самочувствие.
Результаты научно-технического и социального развития, а также психолого-педагогических технологий являются тем ресурсом, на котором происходит постоянное развитие подходов к практической работе с эмоциональным выгоранием, как неотъемлемым побочным эффектом профессиональной деятельности педагога. Необходимо обратить внимание и на то, что широкий ряд исследований показывает высокую степень появления эмоционального выгорания среди работников социально направленных профессий, в час
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1 Теоретические аспекты исследования эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе 8
1.2 Уровни профессионального выгорания педагогов 19
1.3 Факторы педагогической деятельности, способствующие эмоциональному выгоранию 32
1.4. Методика коррекционно-профилактической работы с педагогами по снижению синдрома эмоционального выгорания 39
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
2.1 Методологические принципы исследования 47
2.2 Организация и планирование исследования 50
2.3 Характеристика выборки исследования 51
2.4 Методы и методики исследования 52
2.5 Математико-статистические методы исследования 53
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 55
3.1 Анализ и результаты исследования эмоционального выгорания педагогов 55
3.2 Результаты сравнительного анализа выраженности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности 63
3.3 Результаты корреляционного анализа значений показателей эмоционального выгорания педагогов 66
3.4 Проведение коррекционной работы по профилактике эмоционального выгорания у педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения. 70
Практические рекомендации 75
Выводы 78
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 89
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Основные этапы развития концепции С.Л.Рубинштейна / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский // Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука. - 1997. - 462 с.
2. Агапова М. В. Социально-психологические аспекты эмоциональ-ного выгорания и самоактуализации личности: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.05 / Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2004. - 22 с.
3. Андреева Н. Ю. Предупреждение профессионального выгорания педагогов //Среднее профессиональное образование. – 2010. – №. 1. – С. 56-59.
4. Бакута А. П., Ерина И. А. СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ //Modern Science. – 2021. – №. 4-1. – С. 346-352.,
5. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессио-нальном общении [Текст] / В.В.Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.
6. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Педагогическая психология» / М. В. Борисова. - Ярославль, 2003. - 28 с.
7. Борисова М. В., Ансимова Н. П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания //Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. 2. – №. 2. – С. 212-215.
8. Бухаров Д. С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ //XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2020. – С. 470-473.
9. Буянкина М. А., Онуфриева В. В. Феномен психического выгорания и возможности его коррекции у сотрудников дошкольного учреждения //European journal of education and applied psychology. – 2015. – №. 1. – С. 64-70.
10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома профессионального выгорания в России //Национальный психологический журнал. – 2006. – №. 1 (1). – С. 126-130.
11. Володина Татьяна Викторовна. Психолого-педагогическая модель развития жизнестойкости педагога: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07 / Володина Татьяна Викторовна; [Место защиты: ФГБОУ ВПО "Ульновский государственный университет"]. - Ульяновск, 2014.- 206 с.
12. Выгорание и профессионализация / Лукьянов В.В. и др. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2013. 440 с.
13. Даукша Л.M. Вербальное взаимодействие учителей различного уровня психического
В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Автор относит ее к динамическим моделям эмоционального выгорания. В статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других» он очень подробно освещает симптомы трех фаз:
1) фаза «напряжения» – нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и механизмом, который запускает формирование эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается постоянством или усилением психотравмирующих факторов;
2) фаза «резистенции» – формирование защиты с участием эмоционального выгорания (неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей);
3) фаза «истощение» – характеризуется более-менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности [5].
Г. Фрей