Особенности эмоциональной сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений с различным уровнем профессионального выгорания

Скачать дипломную работу на тему "Особенности эмоциональной сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений с различным уровнем профессионального выгорания" в которой рассмотрены проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии. Разработана программа коррекционной работы по профилактике эмоционального выгорания у педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.04.2024
Объем файла
622 Кб
Количество страниц
17
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности в последнее время стало одной из острейших проблем социального плана, которая вызывает широкий интерес для исследователей, социальных институтов и специалистов в силу необходимости эффективного ее решения. В настоящий момент, несмотря на длительную и глубокую разработку данного вопроса, остаются неразрешенными многие вопросы теоретического и методического плана. Так, в науке не существует единого концептуального подхода к эмоциональному выгоранию, существует широчайший и разрозненный ряд структурно-содержательных представлений. В то же время, в аспекте практической организации работы в образовательных организациях борьба с эмоциональным выгоранием основного кадрового состава необходима для его функционального и численного сохранения. В условиях, когда российские образовательные учреждения испытывают систематический кадровый голод это, становится особенно важным. Необходимо также отметить, что сохранение оптимального психического состояния педагогов – это залог здоровья всего общества, т.к. именно они находятся в постоянном взаимодействии с детьми и их семьями, оказывая огромное влияние на их развитие и самочувствие. 
Результаты научно-технического и социального развития, а также психолого-педагогических технологий являются тем ресурсом, на котором происходит постоянное развитие подходов к практической работе с эмоциональным выгоранием, как неотъемлемым побочным эффектом профессиональной деятельности педагога. Необходимо обратить внимание и на то, что широкий ряд исследований показывает высокую степень появления эмоционального выгорания среди работников социально направленных профессий, в час

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8

1.1 Теоретические аспекты исследования эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе 8

1.2 Уровни профессионального выгорания педагогов 19

1.3 Факторы педагогической деятельности, способствующие эмоциональному выгоранию 32

1.4. Методика коррекционно-профилактической работы с педагогами по снижению синдрома эмоционального выгорания 39

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47

2.1 Методологические принципы исследования 47

2.2 Организация и планирование исследования 50

2.3 Характеристика выборки исследования 51

2.4 Методы и методики исследования 52

2.5 Математико-статистические методы исследования 53

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 55

3.1 Анализ и результаты исследования эмоционального выгорания педагогов 55

3.2 Результаты сравнительного анализа выраженности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности 63

3.3 Результаты корреляционного анализа значений показателей эмоционального выгорания педагогов 66

3.4 Проведение коррекционной работы по профилактике эмоционального выгорания у педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения. 70

Практические рекомендации 75

Выводы 78

Заключение 80

Список литературы 82

Приложение 89

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Основные этапы развития концепции С.Л.Рубинштейна / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский // Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука. - 1997. - 462 с.

2. Агапова М. В. Социально-психологические аспекты эмоциональ-ного выгорания и самоактуализации личности: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.05 / Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2004. - 22 с.

3. Андреева Н. Ю. Предупреждение профессионального выгорания педагогов //Среднее профессиональное образование. – 2010. – №. 1. – С. 56-59.

4. Бакута А. П., Ерина И. А. СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ //Modern Science. – 2021. – №. 4-1. – С. 346-352.,

5. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессио-нальном общении [Текст] / В.В.Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.

6. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Педагогическая психология» / М. В. Борисова. - Ярославль, 2003. - 28 с.

7. Борисова М. В., Ансимова Н. П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания //Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. 2. – №. 2. – С. 212-215.

8. Бухаров Д. С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ //XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2020. – С. 470-473.

9. Буянкина М. А., Онуфриева В. В. Феномен психического выгорания и возможности его коррекции у сотрудников дошкольного учреждения //European journal of education and applied psychology. – 2015. – №. 1. – С. 64-70.

10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома профессионального выгорания в России //Национальный психологический журнал. – 2006. – №. 1 (1). – С. 126-130.

11. Володина Татьяна Викторовна. Психолого-педагогическая модель развития жизнестойкости педагога: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07 / Володина Татьяна Викторовна; [Место защиты: ФГБОУ ВПО "Ульновский государственный университет"]. - Ульяновск, 2014.- 206 с.

12. Выгорание и профессионализация / Лукьянов В.В. и др. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2013. 440 с.

13. Даукша Л.M. Вербальное взаимодействие учителей различного уровня психического 

В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Автор относит ее к динамическим моделям эмоционального выгорания. В статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других» он очень подробно освещает симптомы трех фаз:

1) фаза «напряжения» – нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и механизмом, который запускает формирование эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается постоянством или усилением психотравмирующих факторов;

2) фаза «резистенции» – формирование защиты с участием эмоционального выгорания (неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей);

3) фаза «истощение» – характеризуется более-менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности [5].

Г. Фрей