Фразеологизмы в словаре и в тексте «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина при изучении фразеологии в школе
Введение
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство»
(В.Г.Белинский)
Язык не существует без человека, и человечество не может существовать без языка. С каждым поколением наш язык меняет свои очертания. Естественно изменения, которые происходят в жизни общества, отражаются в нашей лексике. Сама эволюция языка взаимосвязана с историей и культурой народа. Каждое новое поколение приносит что-то новое в язык.
Одно из таких появлений в языке относится к фразеологизмам, которые отображаются в своей семантике долгий процесс развития культуры народа, а также запоминаются и передаются из поколения в поколение. Фразеологизмы, как заметил Ф.И. Буслаев, – это своеобразные микромиры, которые содержат в себе «и нравственный закон, и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которые завещали предки в руководство потомкам» [Буслаев, 1954: 37].
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть фразеологизмы в творчестве Ми
Содержание
Введение 4
Глава 1. Фразеологические единицы 8
1.1 Фразеологизм как косвенно-номинативная единица языка 8
1.2 Фразеолого-семантическая парадигматика 16
1.3 Функионально-социальная характеристика фразеологизмов 19
1.4 Фразеологические словари 20
1.5 Выводы к 1 главе 22
Глава 2. Фразеологизмы в словаре и в текстах М. Е. Салтыкова-Щедрина 24
2.1 Язык М.Е. Салтыкова-Щедрина в сказках 24
2.2 Классификация фразеологизмов по структуре 26
2.3 Классификация фразеологизмов по морфологическому выражению главного слова 31
2.4 Классификация фразеологизмов по составу предложений 38
2.5 Классификация фразеологизмов по характеру функционирования 42
2.6 Классификация значений фразеологических единиц 46
2.7 Выводы ко 2 главе 49
Глава 3. Методические аспекты изучения фразеологии в школе 51
3.1 Анализ учебников и пособий по русскому языку УМК Школа России, УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 51
3.2 Анализ учебников и пособий по литературе УМК В. Я. Коровиной 54
3.3 Конспект интегрированного внеурочного занятия с использованием материалов выпускной квалификационной работы 56
3.4 Выводы к 3 главе 67
Заключение 69
Список использованной литературы: 71
Приложение к главе 3 76
Список использованной литературы:
1. Ауэр А. П. Поэтика символических образов М. Е. Салтыкова-Щедрина. ‒ Саратов, 1988. ‒ 112 с.
2. Ауэр А. П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы во второй половине XIX века: Автореф. дис. . .докт. филол. наук. ‒ М., 1995. ‒ 34 с.
3. Бабайцева, В.В. Виды разбора на уроках русского языка: пособие для учителя. / В.В. Бабайцева, В.М. Шаталова.- М.: Просвещение, 2011.
4. Бабайцева, В.В. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- М.: Просвещение, 1995 .
5. Бабайцева, В.В. Теория, 5-11кл. / В.В. Бабайцева.- М.: Просвещение, 2005.
6. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Т. Баранов [и др.].- М.: Просвещение, 2000.
7. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М.Т. Баранов.- М.: Просвещение, 2008.
8. Буслаев Ф. И. Русские пословицы и поговорки, собранные и объясненные. – М.: Русский язык, 1954. – 176 с.
9. Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. – М.: Современник, 1976. – 253 с.
10. Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин // История всемирной литературы: в 8 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994. ‒ 848 с.
11. Бушмин А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 232 с.
12. Виноградов, В. В. Об основных типах фразеологических единиц / В.В. Виноградов // Избранные труды. Лексикология и лексикография.- М., 1977.
13. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русского языка / Т.М. Воителева.- М.: Пр
Самое полное собрание фразеологизмов русского языка представлено в двухтомном фразеологическом словаре русского литературного языка Александра Ильича Федорова (1997). Словарь образных выражений русского языка Татьяны Сергеевны Аристовой (1995) располагает фразеологизмы по идеографическому принципу, объединяя их в рубрики: «характеристика человека», «труд», «богатство», «бедность», «интеллектуальные способности» и т.п. Словарь показывает отражение во фразеологизмах представлений о мире и о месте человека в нем.
Школьный фразеологический словарь русского языка Власа Платоновича Жукова (1980) адресован учащимся и содержит наиболее употребительные фразеологизмы русского языка.
Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на 2 группы: фразеологизмы русского языка и заимствованные.
Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или достались русскому языку от языка предков: водой не разольешь – очень дружные, в чем мать родила – без одежды и многие другие фразеологические единицы.
Каждое рем