Эффективность психолого-педагогической работы по формированию и развитию детского коллектива в начальной школе

Скачать дипломную работу на тему "Эффективность психолого-педагогической работы по формированию и развитию детского коллектива в начальной школе" в которой разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня сплоченности детского коллектива в начальной школе.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.04.2024
Объем файла
555 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2120 руб.
2650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Психолого-педагогическая работа по формированию и развитию детского коллектива имеет важное прикладное значение, поскольку оказывает непосредственное воздействие и влияние на процесс формирования личности каждого ребенка в отдельности. Ценность психолого-педагогической работы по формированию детского коллектива раскрывается через функции, к числу которых относятся: воспитание в ребенке нравственных и социальных установок, сплочение и объединение детей с целью выстраивания коммуникации, кроме того, работа по формированию детского коллектива направлена на развитие в ребенке нравственно-этических ценностей ребенка.
Разработанность темы исследования.
Общим вопросам формирования представления о том, что представляет собой коллектив и детский коллектив посвящены труды И.П. Подласый, В.Ч. Селиванова, В.А. Сластенина, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова и других. Проблемы воспитания детей были предметом рассмотрения в трудах В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко,

Содержание

 

Введение 1

Глава 1. Теоретические аспекты и актуальные проблемы формирования и развития детского коллектива 3

1.1. Проблемы формирования и развития детского коллектива в психологической и педагогической литературе. Понятие «детский коллектив» 3

1.2. Стадии формирования детского коллектива 8

1.3. Основные формы работы педагога по формированию детского коллектива 11

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию детского коллектива на примере МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина 15

2.1. Изучение опыта работы педагога-психолога по формированию детского коллектива 15

2.2. Разработка и реализация комплекса коммуникативных тренингов по формированию сплоченности детского коллектива 31

2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментального исследования 37

Заключение 49

Список литературы 51

Список литературы

 

1. Алёхина И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 83.

2. Андреева О.П., Фархшатова И.А. Формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2020. С. 82-84.

3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: учебник пособие для студентов / Л.А. Байкова, Л.К. Гребёнкина, О.В. Ерёмкина; под ред. В.А. Сластёнина. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. –160 с.

4. Банных Н.М. Сплоченный коллектив – залог успешного обучения // Начальная школа. 2008. №2. С. 52-53.

5. Воронкова А.Д. Совместная коллективная (творческая) деятельность как условие формирования сплоченности в коллективе // Вопросы педагогики. 2020. №1-2. С. 59-62.

6. Давыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива. М.: Кадры, 2005. 208 с.

7. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб. пособие / П.Г. Матросов, С.Л. Каплан; под  ред.  Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. –384 с.

8. Коджаспирова Г.М. Детский коллектив в процессе формирования личности // Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –С. 332 – 347.

9. Крившенко,  Л.П.  Педагогика: учебное пособие / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева;  под. ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Вебля, Изд-во «Проспект», 2004. – 432 с.

10. Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.

11. Лебедев, С.А. Краткая энциклопедия философии науки - М.: Просвещение, 2007.

12. Лихачёв, Б.Т.  Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 582 с.  

13. Макаренко, А.С.  Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. – М.: Издательство «Педагогика», 1972 – 336 с.

14. Макаренко, А.С.  О воспитании / А.С. Макаренко, В.С.  Хелемендик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с. 

15. Макаренко, 

В качестве одной из наиболее устойчивых форм коллективной жизни детей выделяют традиции, которые возникают практически на всех стадиях развития детского коллектива. Установление традиций является эффективным способом сплочения коллектива, поскольку оказывают непосредственное воздействие на эмоции детей, укрепляя общий коллективный дух.
Работа педагога по формированию и развитию детского коллектива выстраивается исходя из различных факторов, которые зачастую определяются особенностями, свойственными для определенной группы [20, с.117].
Виды форм формирования и развития детского коллектива характеризуются многообразием: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экск