Сопряженное воздействие технической и специально-физической подготовки волейболисток 14-15 лет в тренировочном процессе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Специфика структуры и содержания процесса многолетней подготовки юных волейболистов и волейболисток, выбор эффективных средств и методов тренировки существенным образом зависит от особенностей игровой соревновательной деятельности. Волейбол можно отнести к сложно-техническим видам спорта. Результативность игроков прежде всего определяется разнообразием арсенала технико-тактических действий и высоким уровнем развития специальных физических качеств. Целостный и сложно интеллектуальный характер игры требует оптимального сочетания названных факторов.
В настоящее время ведется широкий поиск средств и методов специальной подготовки волейболистов, позволяющих эффективно управлять учебно-тренировочным процессом. Особый интерес представляет проблема взаимосвязи средств специальной физической и технической подготовки. Решение этих вопросов на этапе специальной подготовки в возрасте 14-15 лет, могло бы способствовать выбору рациональных средств тренировочных воздейств
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ ЭФФЕКТОВ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ИГРОВОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по данным литературы) 7
1.1. Этапы многолетней тренировки юных спортсменов 7
1.2. Специальные физические способности и технико-тактический арсенал в структуре игровой соревновательной деятельности 8
1.3. Возрастная динамика физических качеств и закономерности формирования двигательных навыков у юных волейболистов 15
1.4. Средства и методы целенаправленного воздействия на развитие физических способностей и овладение спортивной техникой юных волейболистов и их взаимосвязи 20
1.5. Заключение по главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 42
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦЕЛЕНОПРАВЛЕННОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (результаты исследования) 44
3.1. Характеристика скоростных качеств юных волейболистов 44
3.2. Характеристика силовых качеств юных волейболистов 45
3.3. Характеристика скоростно-силовых качеств юных волейболистов 50
3.4. Структура физической подготовленности 52
3.5. Динамика физической подготовленности 55
3.6. Динамика технической подготовленности 58
3.7. Динамика игровой соревновательной деятельности 61
3.8. Взаимосвязь физической подготовленности с показателями игровой соревновательной деятельности 64
3.9. Модельные характеристики специальной физической и технической подготовленности юных волейболистов на этапе специальной подготовки 66
3.10. Заключение по главе 69
ВЫВОДЫ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабин В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов (на примере скоростно-силовых видов спорта). - Минск: Высшая школа, 2001. - 205 с.
2. Алешков И.А., Невмянов А.М. О принципах выбора и информативности показателей, исследуемых в качестве модельных характеристик в спортивных играх//Проблема моделирования соревновательной деятельности: Сб. ст. - М.: ВНИИФК, 2005. - с. 125-132.
3. Альходжели Р.Ф. Возрастная динамика специальной подготовленности баскетболистов: Автореф. дисс. канд. пед. Наук. - М., 2002. - 25 с.
4. Амалин М.А. Под. ред. Методика оценки соревновательной деятельности в волейболе: Метод, рек. - М.: ВНИИФК, 2009. - 25 с.
5. Арестов Ю.М. Исследования полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания: Автореф. дисс. канд. биол. наук. - М., 2000. - 21 с.
6. Асович И.М. Исследования скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями их игровой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук - М., 2008. - 20 с.
7. Ахмеров Э.К. Исследование приспособительной изменчивости движений и совершентсвование методики обучения нападающему удару в волейболе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2008. - 25 с.
8. Бабушкин В.З. Исследования средств и методов повышения эффективности игровых действий юных баскетболистов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2001. - 25 с.
9. Балашов В.Б. Возрастная динамика физической работоспособности юных велосипедистов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Москва, 2007.-25 с.
10. Балашова H.H. Классификация тренировочных нагрузок у юных спортсменов и их структура на этапе учебной тренировки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2004. - 25 с.
П.Березин Г.П. Билатеральное развитие двигательных функций рук как резерв совершенствования подготовки юных волейболистов 10-15 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2006. - 25 с.
12. Белберов Д.А. Исследование возрастной динамики скоростно- силовых качеств и обоснование методики их совершенствования у юных легкоатлетов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2004. - 23 с.
13. Беляев H.A. Экспериментальное исследование специальной выносливости волейболистов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005. - 21 с.
14. Бобров A.A. Экспериментальное обоснование применения специальных упражнений с отягощениями для развития скоростно- силовых качеств у юных (15-16 лет) толкателей ядра: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2001. - 16 с.
15. Болдырев А.Г. Экспериментальные исследования средств и методов воспитания общей выносливости у юных бегунов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2001. -15 с.
16. Бриль М.С., Клещев Ю.Н. Использование модельных характеристик волейболистов высшей квалификации в процессе отбора в спортивные школы. Уч. пособие. - М., 2008. - 54 с.
17. Булкин
Надежность технико-тактических действий существенным образом зависит от уровня развития физических способностей и морфологических особенностей, которые занимают важное место в структуре игровой соревновательной деятельности спортсменов (3, 6, 49, 56, 59, 60). Особенно это актуально в возрасте 15-17 лет, на этапе специальной подготовки (60), когда роль физической подготовки начинает существенно сказываться на эффективности соревновательных действий юных спортсменов. Сравнение данных по этим компонентам у победителей соревнований и аутсайдеров показывают достоверное преимущество победителей (56, 58, 59, 60).
Исследователями (8, 37, 49, 56, 58, 59, 60, 87, 96, 104) установлено, что у юных спортсменов-игроков ограничен арсенал технико-тактических действий и низок уровень специальных физических способностей. Основной причиной этого является отсутствие объективных критериев в количественных показателях оценки соревновательной и тренировочной деятельности, в которых, в качестве компонентов оценки, выступали бы технико-тактическая оснащенность юных спортсменов и показатели физической подготовленности.
На основании анализа структуры соревновательной деятельности спортсменов выявляются факторы, влияющие на её эффективность (88, 106). Для игровых видов спорта эти факторы следующие: "оснащенность" спортсмена