Комплекс когнитивных упражнений как средство восстановления речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста
ВВЕДЕНИЕ
В России заболеваемость инсультом – одна из самых высоких в мире и составляет до 3 случаев на 100 тысяч населения в год. Острые нарушения мозгового кровообращения занимают третье место после инфаркта миокарда и онкологических заболеваний в списке причин смерти и являются одной из ведущих причин инвалидизации населения: лишь у 20% лиц, перенесших ишемический инсульт, полностью восстанавливается работоспособность [13, 19].
Наряду с двигательным или чувствительным дефектом у большей части пациентов развиваются и когнитивные нарушения, которые также приводят к социальной дезадаптации, усложняют процессы восстановления, существенно снижают качество жизни как пациента, так и его семьи [19].
Одними из самых значимых постинсультных когнитивных дефектов являются речевые нарушения. По данным регистра инсульта Научного центра неврологии, к концу острого периода инсульта афазия наблюдается в 36% случаев, дизартрия - в 14% случаев [8, 10]. Речевой дефект ведет к социальной дезадап
ОГЛАВЛЕНИЕ
Нормативные ссылки……………….…………………………………………….8
Определения, обозначения и сокращения………………………………………9
Введение……………………………………………………………………….....10
1 Теоретические основы проблемы восстановления речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста………………………………....13
1.1 Особенности неврологического статуса у больных, перенесших инсульт……………………………………………………………………..….....13
1.2 Особенности нарушения речевой функции у больных пожилого возраста, перенесших инсульт……………………………………………...……………...18
1.3 Исследование речевого статуса у постинсультных больных пожилого возраста…….………...…………………………………………………………...22
1.4 Когнитивные упражнения как средство восстановления речевой деятельности………...…………………………………………………………...27
2 Экспериментальное изучение особенностей речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста……...………………………….31
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………….31
2.2 Организация и результаты практического исследования…………………36
2.3 Результаты исследования педагогических условий в организации по восстановлению речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста…………………………………………………………..………..….…..48
3 Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса когнитивных упражнений по восстановлению речевой деятельности у постинсультных больных пожилого возраста....………………………………………………….51
3.1 Цель, задачи и методика формирующего эксперимента………………….51
3.2 Процесс реализации методики формирующего эксперимента……...50
3.3 Проверка эффективности результатов формирующего эксперимента….54
Заключение60
Список использованных источников63
Приложение………………………………………………………………….…...66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ахутина, Т.В. Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга / Т.В. Ахутина, Н.А. Варако, Ю.П. Зинченко и др. // Consilium medicum. - 2016. - Т. 18 - № 2.1. - С. 68-81.
2 Балунов, О.А. Факторы, определяющие устойчивость уровня реабилитации постинсультных больных: метод. рекомендации / О.А. Балунов, Т.Д. Демиденко. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. психоневрол. науч.-исслед. ин-та им. В.М. Бехтерева, 1995. - 16 с.
3 Белова А.Н. Прокопенко С.В. Нейрореабилитация. 3-е изд., перераб. и доп. М. 2010.- 1288 с.
4 Бллейхер В.М., Боков С.Н., Крук И.В. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. МПСИ, 2009 – 624 с.
5 Бурлакова, Марианна Константиновна.
Коррекционно-педагогическая работа при афазии: Кн. для логопедов / М. К. Бурлакова. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с. : ил.
6. Визель , Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов ВУЗов Т.Г.Визель.- М.: АСТАСТРЕЛЬ ТРАНЗИТКНИГА, 2005.- 384, (16)С. – (высшая школа).
7 Григорьева, В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Хронические боли. – Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2004. – 420 с.
8 Гусев, Е.И.,Боголепова А.Н.Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях(3 изд.)М.,2013.- 176с.
9 Головачева, В.А. Диагностика и лечение постинсультных когнитивных нарушений / В.А. Головачева, А.А. Головачева // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. -2018. - 10(2). - С. 88-94.
10 Голубев, В.Л. Неврологические синдромы. Руководство для врачей / В.Л. Голубев, А.М. Вейн. - 4-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 736 с.
11 Демиденко Т.Д., Ермакова Н.Г. Основы реабилитации неврологических больных.СПб.:Фолиант,2004.-304с.
12 Ермакова Н.Г. Психологическая коррекция самоотношения у больных с когнитивными нарушениями после инсульта // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2014. – № 167. – С. 90–104.
13 Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В. Сосуди
Соответственно снижение балла при ошибке рассчитывается в 0.5, 1 и 1.5 балла. Отсутствие ответа оценивается в 0 баллов. Вывод специалист делает в зависимости от количества набранных баллов. Градация оценок: 90 баллов – очень грубая степень, от 90 баллов до 160 – грубая степень, от 160 до 230 – средняя степень, выше 230 – легкая степень. Максимальная сумма составляет приблизительно 270 -300 баллов (зависит от пробы на составление рассказа по картинке). В результате обследования больных по Методике оценки речи при афазии можно определить степень выраженности речевого нарушения. Трудностями при работе с ней являются: сложность обработки результатов; требуется достаточно много времени для ее проведения (нужно рассчитывать как минимум на два/три дня); перенос с детских пособий (оценивание словарного запаса, грамотности и т.п.); устаревшая лексика (пионеры и т.д.), необходимость специалисту самостоятельно определять клиническую фор