Активизация словаря детей в дошкольном возрасте в процессе игротерапии
Введение
Проблема активизации словаря дошкольников имеет важное значение в современной психолого-педагогической деятельности и считается одной из более важных. Работа по развитию качественного словаря служит основой для овладения детьми письмом и чтением, оказывает существенное влияние на развитие вербальной коммуникации и формирование языковой компетенции ребёнка в целом. Степень активизации словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практическая деятельность демонстрирует, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не ощущают затруднения в учении.
Качественное развитие словаря – развитие значений слов, по мнению Л. С. Выготского [6], является «грандиозной сложности». Лексическое значение слова – это обозначение реальной действительности. Исходя из этого, значение слова – это обобщенное отображение предметного содержания. Дошкольник начинает акцентировать значительные свойства в объектах и явлениях, а так же определять
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы пополнения словаря детей дошкольного возраста с помощью игротерапии5
1.1. Развитие словаря детей дошкольного возраста5
1.2. Значение игротерапии в активизации словаря детей дошкольного возраста8
1.3. Методы и приемы игротерапии для активизации словаря детей дошкольного возраст13
Вывод по 1 главе17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с помощью игротерапии19
2.1. Констатирующий этап19
2.2. Формирующий этап22
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов25
Выводы по 2 главе28
Заключение29
Список использованной литературы31
Приложения33
Список использованной литературы
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 400 с.
Бабушкина, А. А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5-9 лет: учеб. – метод. пособие / А. А. Бабушкина, О. А. Умнова. – Белгород: Издательство Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2021. – 320 с.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей: / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2019. – 255 с.
Валиева, А. М. Дидактическая игра как фактор развития речи дошкольников – Спб: Молодой ученый, – 2017.– 282с.
Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2020 – 396с.
Гризик, Т. И., Развитие речи детей 5-6 лет./ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006 – 288с.
Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников: Проблемы изучения речи дошкольников / Л. А. Колунова; – М.: Дар, 2019 – 162 с.
Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / Кольцова, М. М. – М.: Родина, 2018 – 256с.
Комарова, И. В. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр/ И. В. Комарова, Л. С. Половодова // Пермский педагогический журнал. 2018. - №7 – С. 46 – 48.
Конина, М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста/ М. М. Конина. – М. – Л., 2020. – 176с.
Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах/ Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. – Ростов н/Дону, 2021. – 256 с.
Коурдакова, Е. Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2.1. – С. 16-17. – URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2194/(дата обращения: 06.04.2018).
Логинова, В. И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Со
Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей. В современной педагогике есть большое количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Проводить развивающие дидактические игры лучше в интерактивном варианте и с группой детей, потому как именно коллективные игры развивают интеллектуальные способности ребенка, и повышают коллективный дух.
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой 19]. Она применяет игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. А. В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, говорит, что надо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребен