Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема оказания помощи детям с нарушениями речи многие годы является актуальной в педагогике и психологии. До недавнего времени считалось, что дети с нарушениями речи, имеющие нормально развитые биологический слух и зрение, не испытывают серьезных затруднений в обучении. Однако, изучение целостной структуры показало, что речевой дефект обуславливает недоразвитие у детей не только речи, но и определяет причины трудностей усвоения ими знаний, умений и навыков по различным учебным дисциплинам в школе. От психического развития учащихся с нарушениями речи зависит уровень осознания и усвоения ими учебного материала, а также развития навыков его использования, что является необходимой составляющей подготовки к работе в современных условиях, к творческой деятельности.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушаетс
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......... …………………………….6
Краткая характеристика памяти и её виды……………………..6
Особенности памяти детей младшего школьного возраста с нарушением речи…...…………………..……………...7
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ…………10
2.1. Психологические особенности младших школьников с нарушением речи……………………………………………………………….…10
2.2. Особенности памяти у младших школьников с нарушением речи15ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….…………20
Богдан Н.Н, Специальная психология / Н. Н. Богдан, М. М. Могильная ; под ред. Л. И. Александрова, – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – 220 с.
Логопедия: учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; под ред. Л. С. Волковой, – М. : Просвещение, 2006. – 528 с.
Власенко И.Т, Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко, – НИИ дефектологии АПН СССР. М. : Педагогика, 1990. – 183 c.
Выготский Л.С, Собрание сочинений: в 6-ти т. – Том 4: Детская психология / Л.С. Выготский; М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
Гиппенрейтер Ю.Б, Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. 336 с. —Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Ительсон и др.; Под ред. Петровского А. В. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
Денисова О.А, Детская логопсихология / О. А. Денисова [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова, – М.: Владос, 2008. – 175 с.
Долгова В.И, Г. М. Клочева., И. Д. Тавобилова, Исследование видов памяти первоклассников. – «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 131–135. Н.С. Жукова, Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.
Калягин В.А, Психология лиц с нарушениями речи /В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова, – СПб.: КАРО, 2007. – 544 с.
Кулагина И.Ю, Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий; М.. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской, – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 285 с.
Леонтьев А.Н, Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев, – М. : Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
Матюгина И.Ю, Зрительная память / И.Ю.Матюгина, Е.И. Чакаберий, – М:, Союзиздат, 1993. – 134 с.
Мухина В.С, Возрастная психология: феноменология развития,
соотношения самопроизвольного и произвольного запоминания (в сторону роста роли произвольного), образной и словесно-логической памяти. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развивается словесно-логическая память.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие случайной памяти, случайного запоминания и воспроизведения. Но без специального руководства развитием памяти младшие школьники обычно используют только самые простые способы произвольного запоминания и воспроизведения (изложение). Попытки использовать продуктивные способы усложняют работу учащихся [15].
Выводы.
Таким образом, проведен анализ теоретических основ памяти, рассмотрены ее основные виды. Проанализированы особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста, качественные изменения, которые происходят с возрастом. Показано, что память приобретает отчетливый познавательный характер, изменяется соотношение самопроизвольного и произвольного запоминания, а также интенсивно р