Процесс технологии проблемного обучения
Введение
Актуальность. Одной из важнейших задач современного образования является его гуманизация, которая предполагает особое внимание к всестороннему развитию личности каждого ребенка.
Реализация этого принципа требует изменения характера обучения на основе личностно-ориентированного подхода при активизации познавательной деятельности учащихся.
Необходимым условием для этого является создание новых педагогических технологий и новаторских методов обучения. Методисты пришли к выводу, что учебная деятельность наиболее полноценно осуществляется в развивающем обучении при реализации проблемного подхода к обучению.
Суть психологической основы проблемного обучения выражена в тезисе С.Л. Рубинштейна: «Мышление начинается с проблемы». Система проблемного обучения описана в трудах И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, доказавших, что развитие самостоятельности и активности учащихся происходит в поисковопознавательной деятельности, которая
Содержание
Введение2
1. Теоретические основы использования элементов технологии проблемного обучения на уроках математики4
1.1 Исторические аспекты развития, основные определения проблемного обучения4
1.2 Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия их реализации9
1.3 Методические особенности организации проблемного обучения на уроках математики15
2. Особенности реализации проблемного обучения на уроках математики23
2.1 Анализ психолого-педагогических особенностей учащихся на уроках математики23
2.2 Методика технологии проблемного обучения на уроках математики26
2.3 Рекомендации к условиям создания проблемных ситуаций на уроках математики33
Заключение37
Список исползанных источников38
Список исползанных источников
Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе : коллектив. моногр. / И.М. Смирнова [и др.]. – М.: Прометей, 2019. – 238 с.
Денищева, Лариса Олеговна. Избранные вопросы методики преподавания математики : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОАУ ВО МГПУ), Ин-т математики, информатики и естеств. наук, Каф. высш. математики и методики преподавания математики ; Л.О. Денищева, Н.В. Савинцева, З.Р. Федосеева. – М.: МГПУ, 2018. – 155 с.
Денищева, Лариса Олеговна. Методика обучения математике для средней (старшей) школы, основанная на использовании МЭШ : учеб.-метод. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т цифрового образования, Каф. высш. математики и методики преподавания математики, [ГБОУ "Шк. № 1234"] ; Л. О. Денищева, А. А. Жданов. – М.: Книга-Мемуар, 2019. – 107 с.
Епишева, Ольга Борисовна. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2021. – 223 с. : ил, табл. – (Библиотека учителя). – Прил.: с. 181–200.
Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
Блинов В. И. М.: Юрайт, 2019. 354 с.
Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академическ
возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа или между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
К организации проблемного обучения на уроках математики предъявляются особые требования, связанные и методическими и дидактическими особенностями противоречия математического содержания.
А.М. Матюшкин описывает проблемную ситуацию как, «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием учащегося при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее неизвестных для субъекта знаний или способов деятельности».
Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой учащийся хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, он должен сам их искать.
Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуа