Коррекция и профилактика аффективного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной терапии

Скачать отлично выполненную магистерскую диссертацию, в которой проведен подбор и адаптация диагностических методик, позволяющих выявить предпосылки и ведущие формы аффективного поведения детей старшего дошкольного возраста. Изучено влияние методов музыкальной терапии на эмоциональное самовыражение и формирование конструктивных моделей поведения детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
14.04.2024
Объем файла
4957 Кб
Количество страниц
134
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4880 руб.
6100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовательской работы: адаптация первоклассника к школе и предшествующий ей период предшкольной подготовки – неизменно актуальная тема, ежегодно волнующая родителей и практикующих педагогов, ведь период школьного обучения является базой социального самоопределения ребёнка. Зачастую от успешности прохождения адаптационного периода зависит не только академическая успешность школьника, но и формирование его отношения к процессу обучения в целом, что в дальнейшем влияет на такие процессы как профориентация и воспитание собственных детей.
Н.Е. Веракса и А.К. Белолуцкая отмечают: «Результаты современных исследований показывают, что уровень эмоционального развития дошкольника является надежным предиктором будущего психологического благополучия и достижения академических успехов в начальной и основной школе (Denham et al., 2012; Diaz et al., 2017; Voltmer, von Salisch, 2017; Graziano et al., 2007; Agnoli et al., 2012; Bassett et al., 2012; Curby et al., 2015; Den

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы коррекции и профилактики аффективного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………...9
1.1 Особенности аффективного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….…9
1.2 Механизмы коррекции и профилактики аффективного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..21
1.3 Методы музыкотерапии как средство коррекции и профилактики аффективного поведения……………………………………………………..…34
Выводы по первой главе………………………………………………………...51
Глава 2. Экспериментальное исследование предпосылок аффективного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………..54
2.1 Организация и методики экспериментального исследования……………54
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………...….64
Выводы по второй главе…………………………………………………..…….78
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния музыкальной терапии на аффективную сферу старших дошкольников………………………………….82
3.1 Программа коррекции и профилактики аффективного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной терапии………...82
3.2 Результаты формирующего эксперимента……………………………..…..98
Выводы по третьей главе………………………………………………………105
Заключение……………………………………………………………….……..106
Библиографический список……………………………………………...…….109
Приложение………………………………………………………………..........122

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андреева, В.В. Белозерова, О.Н. Когнитивно-аффективное отношение к себе детей старшего дошкольного возраста // Вестник научных конференций. - №11-1 (39). – 2018. – с. 11-12.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для вузов / Е.А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е..А. Медведевой. – 2-е изд., испр. и доп.– М.: Издательство Юрайт, 2020. – 274 с. – (Высшее образование).

3. Бардышевская, М.К. Аффект, поведение и символическая активность: методика наблюдения и диагностики. М.: ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» – 2018. – 96 с.

4. Белолуцкая, А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований // Современное дошкольное образование. – 2021. – №4 (106). – с. 22-33.

5. Березина, Т.А. 2.1 Развитие негативной симптоматики поведения у импульсивных детей старшего дошкольного возраста, ее причины, подходы к педагогической коррекции / Т.А. Березина // Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании. – Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2018. – 180 с.

6. Бреан, А. Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект / Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе : Пер. с норв. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 295 с.

7. Веракса, Н.Е., Белолуцкая, А.К. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ зарубежных и российских исследований роли диалектического мышления в регуляции аффекта и распознавании сложных чувств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – вып. 18 №1. – с. 104-121.

8. Виленская, Г.А. Эмоциональная регуляция: факторы ее развития и связанные с ней виды поведения / Г.А. Виленская // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41. – № 5. – с. 63-76.

9. Виноградова, Г.А. Особенности эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста / Г.А. Виноградова, Н.Е. Нурова // Наука. Общество. образование : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Смоленск, 23 марта 2020 года. – Смоленск: МНИЦ «Наукосфера», 2020. – с. 45-47.

10. Владимирова, С.В. Самосознание ребёнка в дошкольном возрасте // Глобус.  – 2020. – №5 (51). – с. 46-49.

11. Волкова, Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ и профилактика аффективных состояний детей дошкольного возраста // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа – 2018) / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой. – М.: ИП Сигитов Т.М., 2018. – с. 118-120.

12. Данилова, Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации». С. Розенцвейга: Практическое руководство / Е.Е. Данилова. – М.: Московский городской психолого-медико-социальный центр, 1997. – 102 с.

13. Денисова, Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО. 2-е издание, исправленное : В помощь педагогу ДОУ / Н.Д. Денисова. –  Волгоград: Изд-во «Учитель», 2018. – 196 с.

14. Диагностика э

В этом ключе хоровое пение и коллективное инструментальное музицирование, где наиболее ярко проявляются законы резонанса, являются оптимальными методами воздействия на аффективную сферу ребёнка.
Арт-терапия при её реализации в образовательной организации основывается на трёх группах принципов: общепедагогических, принципах художественно-эстетического развития (например, культуросообразности) и принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности (например, принцип социально-адаптирующей направленности). Методисты называют два аспекта воздействия музыкотерапии: психосоматический и психотерапевтический. В первом случае воздействие оказывается на функции организма (что активно используется при реабилитации пациентов после инфаркта), во втором благодаря катарсистическому эффекту осуществляется коррекция психоэмоционального состояния. Е.А. Медведева, описывая осо