Формирование словаря антонимов у детей с ОНР
Введение
Лексика является важнейшей частью языковой системы и имеет незаменимое общеобразовательное и практическое значение. Если формирование словарного запаса нарушается, то речь таких детей нельзя назвать развитой. Вопросом изучения развития лексики у детей занимались ученые многих областей научных знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики и др. (А. М. Бородич, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, А.М.Захарова и др.), которые подчеркивают сложность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста. Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка. Особо важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Содержание
Введение
Глава 1. Научно- методические основы формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
1.1. Развитие словаря в онтогенезе.
1.2. Особенности словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи 3 уровня.
1.3. Методический аспект формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности словаряантонимов у старших дошкольников с ОНР( 3 ур.р.р.)
2.1 Методика и организация исследования.
2.2 Результаты экспериментального исследования
Выводы по главе 2
Глава 3. Методические разработки по формированию словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи(3 ур.р.р.)
3.1. Методическое обоснование приемапо формированию словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи(3 ур.р.р.).
3.2. Комплекс приемов по формированию словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи( 3 ур.р.р.).
Заключение
отсутствует
Нарушения формирования лексики детей с общим недоразвитием речи 3 уровня проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафразиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
В работах многих авторов подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи 3уровняразличного генеза отмечается ограниченный словарный запас, характерны значительный индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом. Следующей особенностью речи детей с общим недоразвитием речи 3уровня является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи 3уровня понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др.