Формирование познавательной мотивации младших школьников посредством личностно-ориентированного урока
ВВЕДЕНИЕ
Основной проблемой системы образования является формирование познавательной мотивации. Это обуславливается тем, что при развитии социума сформировался новый заказ на образование. В перспективе российского развития востребованным человеком будет считаться член общества, который занимает активную гражданскую позицию и тот, кто готов к различным решениям проблем в сфере жизненных ситуаций и ответственный в своих решениях. Самостоятельность, активная познавательная деятельность, мыслительная креативность, сплоченность, коммуникативность и способность в ориентации потоках информативности, это те качества, которые необходимы выпускникам образовательных учреждений среднего звена.
Главным вопросом в начальной школе является мотив учения, так как он выполняет функцию смыслообразования и побуждения к деятельности. В младшем школьном возрасте важной задачей служит формирование основы для умений и желания получать знания.
Главная цель на начальной ступени общего образования это р
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА 7
1.1. Познавательная мотивация: сущность и содержание понятия 7
1.2. Особенности познавательной мотивации младших школьников 10
1.3. Возможности образовательных программ в формировании познавательной мотивации младших школьников на уроке 14
1.4. Личностно-ориентированный урок как средство формирования познавательной мотивации младших школьников 16
1.5. Обзор методов и методик диагностики сформированности познавательной мотивации младших школьников 19
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА 22
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы и изучение уровня сформированности познавательной мотивации млдаших школьников 22
2.3. Анализ результатов диагностики познавательной потивации младших школьников 28
2.4. Программа формирования познавательной мотивации младших школьников посредством личностно-ориентированного урока 31
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителей /Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике./ Ш.А. Амонашвили –М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996.-496 с.
3. Антонов, Г.А. Обучаемость и внушаемость младших школьников / Г.А. Антонов, И.П. Антонова // Вопросы психологии.-1991.-№4
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев - М.: Мысль, 1976.
5. Бабанский, Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников /Ю.К.Бабанский // Советская педагогика. - 1980. - №3. - с.44-52.
6. Божович, Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 1950. - С.163-183.
7. Бондаревская, Е,В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования /Е.В. Бондаревская // Педагогика.- 1997.- №4.- с.11-17
8. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Ростов-на-Дону.-2002.- № 9.- 352с.
9. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе?/ Н.Ф.Виноградова // Начальная школа. - 2001. - № 9.- с.10
10. Витковская, И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. / И.М. Витковская // Начальная школа. - 2007. - №12.-с.53-57.
11. Габай, Т.В. Учебная деятельность и её средства / Т.В. Габай - М.: Изд-во МГУ, 1988.
12. Гомон, И. Путешествия по сказкам / И.Гомон // Начальная школа. -2003. - №11. - с. 32
13. Джуринский, А.Н. История педагогики /А.Н. Джуринский - М.,1998.-113с.
14. Жданова, Р.А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников / Р.А. Жданова - Ростов-на-Д., 1975.
15. Землянская, Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке / Е.В.Землянская // Начальная школа - 2008. - № 1.
16. Зимняя, И
При наблюдении мы заметили, что одни ученики задают вопросы по своей инициативе, другие не задают, а некоторые принимают участие, но по просьбе педагога.
Выводы по первой главе
Познавательная мотивация – это особый вид мотивации, который включен в учебную деятельность. Воспитательный мотив - это ориентация ученика на определенные аспекты воспитательной работы, который связан с отношением учащегося к такой работе.
Социально-экономические условия развития общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу. Одна из важных задач, стоящих перед образованием - развитие личности, создание условий для полноценной реализации природного потенциала. Среди факторов, определяющих успешность решения данной задачи, одно из основных мест принадлежит включению школьников в личностно ориентированный образовательный процесс, начиная с первых лет обучения.
Смысл личностно