Особенности готовности к школе у детей с расстройством аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Число детей с расстройствами аутистического спектра неуклонно растет во всем мире. По данным статистики Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире 1 из 160 детей страдает РАС. Тем не менее они, также как и все их сверстники, должны получать образование.
Поступление ребёнка с РАС в школу кардинально меняет его образ жизни, который был привычен для дошкольника. У детей формируется новый вид деятельности – учебная деятельность. Ребёнок с РАС приспосабливается к новым условиям существования, к новому виду деятельности, к новым контактам и нагрузкам, то есть ребёнок адаптируется к школе.
Для ребенка с расстройством аутистического спектра специальная подготовка к школе необходима. Даже при желании идти в школу приспособление ребенка с РАС к ее реальным условиям, выработка новых форм поведения проходят, как правило, очень тяжело. Детям трудно привыкнуть к новому месту, новым людям, новому порядку. Они устают от постоянного общества людей, необходимости д
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. Теоретические аспекты готовности к школьному обучению детей с расстройством аутистического спектра 9
1.1 Понятие аутизм и его основные диагностические критерии 9
1.2 Школьная готовность и ее основные компоненты 15
1.3 Особенности школьной готовности у детей с аутизмом 22
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование готовности к школе у детей с расстройством аутистического спектра 28
2.1. Организация и методы исследования функциональные классы вербального поведения 28
2.2. Результаты эмпирического исследования готовности к школе у детей с расстройством аутистического спектра 54
2.3 Основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию особенностей готовности дошкольников с расстройствами аутистического спектра 60
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации – М.: Начальная школа, 2019. – 540 c.
2. Азова О.И. К вопросу об аутизме // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. М.: Московский психолого-социальный университет. - 2019. - №4. - С. 7–20.
3. Алексеева В.В., Волков А.А., Шаргородская Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ, 2020. – 740 с.
4. Ананьев Б.Г., Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2020. -470 с.
5. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. - М.: Лотос, 2019. - 901 с.
6. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Знание, 2020. - 904 с.
7. Богдашина. О. Аутизм: определение и диагностика. — Донецк, 2020. - 112 с.
8. Божович Л.И Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 2020. -С.122-131.
9. Венгер Л А. Психологические вопросы подготовки детей к учению в школе // Дошкольное воспитание. -2021. - N 4. - С.36-41.
10. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. - М.: Тритон, 2020. -740 с.
11. Гилберт, К. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберт, Т. Питерс. – СПб.: ИСПиП, 2019. – 124 с.
12. Гилъбу
Различная патология на электроэнцефалограммах - у 10-83% аутичных детей, и хотя специфические для этой патологии нарушения отсутствуют, имеются некоторые данные, указывающие на отсутствие полушарной латерализации [21, c. 78].
Большое внимание изучению органических форм аутизма уделялось и в отечественной науке, в частности, специалистами ленинградской школы детской психиатрии С.С. Мухина. Так, Исаев Д.Н., Каган В.Е. (1997) приводят данные о наличии дислокации желудочков головного мозга, признаков сообщающейся водянки, патологии области III желудочка, подкорковой и лобно-теменной атрофии у детей с органическим аутизмом. У некоторых людей с аутизмом отклонения наблюдаются в стволовой части мозга, а также в мозжечке, причем многие считают, что уже самая первая интеграция восприятий происходит с нарушениями. Другие считают, что некоторые из основных признаков аутизма объясняются расстройствами лимбической системы. У млекопитающих, например, лимбическая система отвечает за раннее формирование эмоциональной привязанности, раннее развитие игры и стремление к коммуникации (три функции, в которых обнаруживаются отклонения при аутизме).
Другие исследования