Задачи с практическим содержанием как средство формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении математике в СПО
Введение
Современное образование на всех уровнях ставит в качестве одной из важнейших задач формирование системы универсальных учебных действий, опыта успешной самостоятельной деятельности обучающихся. Цель образования - это не только усвоение конкретных знаний, но и становление готовности обучающегося к продолжению своего образования и успешности в дальнейшей профессиональной деятельности в условиях изменяющегося современного мира.
Обучение в техникумах и колледжах, в отличие от общеобразовательных школ, содержит профильный компонент, учитывающий будущую профессию или специальность обучающегося, т.е. направлено на формирование компетенций, которые являются основой для эффективной профессиональной деятельности. Итогом освоения основной образовательной программы должны явиться сформированные универсальные учебные действия (УУД).
Но большая часть студентов СПО испытывает трудности при решении задач с практическим содержанием во время изучения междисциплинарных курсов профессиональных модулей.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий средствами задач с практическим содержанием
1.1 Сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия» и особенности их формирования при обучении математике
1.2 Особенности обучения математике в СПО
1.3 Роль и место задач с практическим содержанием в обучении математике
Выводы по главе 1
Глава 2. Практика формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе решения задач с практическим содержанием при обучении математике в СПО
2.1 Критерии диагностики сформированности познавательных универсальных учебных действий
2.2 Организация и содержание экспериментальной работы по реализации решения задач с практическим содержанием для обучающихся по специальности «Монтаж и эксплуатация сантехнических устройств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха» с указанием формируемых познавательных УУД
2.3 Результаты экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Литература
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов [Текст] / А.Г. Асмолов // Практика образования. – 2008 .– №2. – с. 87-104.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли - М.: Просвещение,2011 - 224 с.
3. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 5. - с. 5-12.
4. Башмаков, М.И. Математика : учебник / Башмаков М.И. — Москва : КноРус, 2020. — 394 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-01567-4. — URL: httрs://bооk.ru/bооk/935689 (дата обращения: 26.08.2020). — Текст : электронный.
5. Башмаков, М.И. Математика. Практикум : учебно-практическое пособие / Башмаков М.И., Энтина С.Б. — Москва : КноРус, 2021. — 294 с. — ISBN 978-5-406-05758-2. — URL: httрs://bооk.ru/bооk/939104 (дата обращения: 20.10.2021)
6. Бикеева А.С. Какие задачи хотелось бы решать в школе // Математика в школе. 2013. №1. С. 3-7.
7. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре: учебное пособие/Л.И. Боженкова. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 240 с.
8. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии: учебное пособие /Л.И. Боженкова. - М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2015. - 208 с.
9. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб.пособие/ Л.В. Виноградова. - Ростов н/Д.:Феникс, 2005. – 252 с.
10. Егупова М.В. Использование практических задач в обучении геометрии // Математика в школе. 2011. №10. С. 39 — 44.
11. Загашев И.О., Заир Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб.: Альянс «Дельта», 2003
12. Загашев
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить актуальный уровень развития ПУУД у обучающихся СПО
- на основе анализа полученных данных разработать и опробировать на уроках математики серию задач с практическим содержанием для повышения уровня сформированности ПУУД у обучающихся
- определить эффективность внедрения задач с практическим содержанием на уроках математики для повышения уровня сформированности ПУУД
Прежде чем оценивать сформированность ПУУД у обучающихся, необходимо установить соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
По мнению П.Я. Гальперина, учебные действия - конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Эти способы связаны с содержанием решаемых учебных задач. Оцениваются такие характеристики учебных действий, как:
- степень самостоятельности обучающегося в их применении
- мера усвоения
- о