Система формирования умений диалогической речи младших школьников на уроках английского языка
ВВЕДЕНИЕ
В связи с прогрессивным развитием общества в последнее время такая образовательная дисциплина, как иностранный язык стада востребованной в нашем обществе. В соответствии с социальным заказом выпускник школы должен уметь осуществлять коммуникацию на иностранном языке, что расширяет его кругозор и развивает различные компетенции.
Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в разработке и обосновании эффективной системы формирования умений диалогической речи на уроках английского языка.
Анализ состояния теоретической и практической разработки проблемы позволил выявить противоречие между потребностями школьной практики в организации диалогового обучения младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и недостаточной разработанностью и реализацией в практике начальной школы системы формирования диалогической речи младших школьников на уроках английского языка.
Исходя из данного противоречия, проблем
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы формирования умений диалогической речи младших школьников на уроках английского языка в начальной школе 9
1.1 Понятие «диалогическая речь» в методике обучения иностранному языку 9
1.2 Психологические предпосылки формирования диалогической речи у детей младшего школьного возраста…….17
1.3 Методика формирования диалогической речи на английском языке у младших школьников........... 20
2 Экспериментальная работа по формированию умений диалогической речи у младших школьников на уроках английского языка…34
2.1 Диагностика уровня сформированности умений диалогической речи младших школьников на уроках английского языка 34
2.2 Разработка и реализация системы работы по формированию умений диалогической речи младших школьников на уроках английского языка 41
2.3 Исследование динамики уровня сформированности умений диалогической речи младших школьников на уроках английского языка….60
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложение А 75
Приложение Б…….. 76
Приложение В…….. 77
Приложение Г…….. 78
Приложение Д…….. 79
Приложение Е…….. 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Москва: Изд-во ИКАР. 2009 – 448с.
Аникеева Н. П. Воспитание детей игрой. – Москва: Просвещение, 1987.
Ариян М. А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе: автореф. канд. дис. – Москва: Просвещение, 1982 – 15 с.
Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. – Москва: Просвещение, 1969. – 127 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: пер. с англ А. Грузберг - Москва: ЭКСМО, 2008 – 255 с.
Брагина О. А. Система упражнений в процессе обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. – Москва, 1985 – № 3.
Вайсбурд М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. – Москва: Просвещение, 1985. – 134 с.
Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах // Иностранные языки в школе. – 2005 - № 6 – С. 33-35.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 1966 – № 6 – С. 41– 47.
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводикдактика и методика. Москва: Изд. центр «Академия», 2008. – 84 с.
Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам // Начальная школа. – Москва: Айрис-пресс, 2004 – С 265-289.
Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие – Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. - 196с.
Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2007 – №8. – С. 18-21.
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – Москва: Просвещение, 1991 – 53 с.
Ительсон Л. Б. Обучение диалогической речи: учебное пособие – Москва: Английский язык, 1986 – 148 с.
Клименко А. Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва: Педагогика, 1981 – 154 с
Колесникова О. А. Ролевые
Вторым видом коммуникативных упражнений является запрос реакции ученика на реплику. Наконец, самым сложным видом на начальном этапе обучения является организация свободной беседы.
В. Л. Скалкин доказывает в своих трудах эффективность вопросно-ответных упражнений в формировании умений и навыков диалогической речи. Вопрос в таких упражнениях равен инициативе первого собеседника и содержит запрос информации. Когда учащийся отвечает, он делится сведениями. Формулирование ответа предполагает своевременное и точное реагирование на запрос.
Вопросы могут быть реальными и условными. Реальный вопрос предполагает, что учитель хочет действительно узнать ответ на вопрос, а ситуация общения- реальная. Например:
«Why were you late for the lesson?».
В данной ситуации учителю важно знать о причине опоздания ученика. Он не знает, каким будет ответ школьника.
В условном диалоге- расспросе, например. в регулярном разговоре с д