Средства формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Ряд образовательных реформ, произведенных за последнее время, обеспечивают становление новой системы отечественного образования. Федеральный Государственный образовательный стандарт определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования: предметным, метапредметным и личностным. Достижение метапредметныъх результатов возможно при формировании у учеников универсальных учебных действий (УУД), так как они обеспечивают школьников умением учиться, позволят в полной мере подготовить учащихся к решению различных жизненных задач.
Концепция развития УУД разработана на основе системнодеятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского [8], А.Н. Леонтьева [20], Д.Б. Эльконина [42], раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и стру
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……..….7
1.1 Психолого-педагогические основы формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий……………………………7
1.2 Средства формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у школьников…………………11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА………...27
2.1. Диагностика сформированности общеучебных познавательных универсальных учебных действий у подростков………………………….…..27
2.2 Особенности формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий у подростков на уроках русского языка..31
2.3 Определение эффективности проделанной работы……………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2008. – 156 с.
Ахметова М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 166– 171.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2012. – 644 с.
Битянова М.Р. Мониторинг УУД: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия – новые задачи // Практика образования. – 2012. – № 1. – С. 28–33.
Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – № 3. – С. 338–353.
Волков Б.С. Психология младшего школьника.– М. : Академический Проект ; М.: Альма Матер, 2005. – 206 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2010. – 671 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Просвещение, 2000. – 767 с.
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2012.– 480 с.
Давыдова Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 167–175.
Дандарова Ж.К. [и др.]. Психология детства; Учебник. – М.: Олма-Пресс, 2012. – 368 с.
Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижений планируемых результатов в. Система заданий //Москва – 2009. – С.104-146.
Егорина В.С. Формирование универсальных логических действий школьников и повышение эффективности образования // Начальная школа. – 2013.– № 4. – С. 38-43.
Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия – к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: П
Например: Прочитайте текст и подчеркните слова, написание которых не можете объяснить.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)
В данном тексте таких слов два: береза и серебром. Для выполнения задания дети должны осмысленно прочитать текст и найти слова по заданным условиям.
Школьникам предъявляется загадка, которую надо прочитать самостоятельно и найти отгадку.
Например: Отгадайте загадку.
Он признался ножу: – Без работы я лежу! Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог. (Карандаш)
Для выполнения задания дети должны осмысленно прочитать текст и по ключевым признакам (словам) определить отгадку. При дополнении этого задания предложением назвать слова из текста, которые помогли правильно найти отгадку, у школьников формируется УУД находить и извлекать информацию.
На этапе выявление лексического значения слов с непроверяемым написанием для формирования УУД поиск и выделение инфор