Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется важной ролью родного языка в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь в психологии, философии и педагогике традиционно рассматриваются как центр, в котором сходятся различные линии психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций. Будучи важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык является необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Речь и язык несут существенное значение в жизни каждого человека. Знание языка позволяет всякому человеку жить в обществе, общаться с иными людьми, помогает разобраться в себе, в своих чувствах и мыслях. Язык и речь составляют сложнейшее диалектическое единство.
Как правило, под речью понимают сам процесс говорения и его итог, то есть речевую деятельность, речевые произведения, которые фиксируются письмом или памятью. Общее свойство речи зачастую дается через противоп
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 8
1.1 Теоретические основы и психолингвистические особенности изучения связной речи 8
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе 16
1.3 Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией 21
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Цели, задачи, содержание констатирующего эксперимента 37
2.2 Характеристика детей, участвующих в констатирующем эксперименте 46
2.3 Анализ результата исследования 47
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ (МОНОЛОГИЧЕСКОЙ) РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 61
3.1 Основные принципы, цели и задачи по коррекционно-логопедической помощи по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 61
3.2 Основные направления работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 63
3.3 Практический материал 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова О.И. Аутизм, алалия: реабилитационный маршрут (сложные речевые и поведенческие нарушения, расстройства: аутизм, алалия). – М.: Современная музыка, 2018. – 113 с.
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.
3. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии). – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2015. – 124 с.
4. Визель Т.Г. Об «экспрессивной алалии», её мозговых механизмах и преодолении // Дефектология, 2018. - №1. – С. 36-46.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.:. В. Секачев, 2018. – 264 с
6. Воробьева В. К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2007. – 158 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
9. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М.: АСТ, Астрель, 2006.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ 2004. – 166 с.
11. Глущенко Е.А., Исмаилова И.С. Моторная алалия у детей дошкольного возраста: причины и симптоматика // Актуальные вопросы современной науки и практики. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2020. – С. 364-369.
12. Гриншпун Б.М., Селивёрстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - под ред. Алмазовой А.А., Селиверстова В.И. – М.: Владос, 2011. – 376 с.
13. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
14. Исраилова Ч.Э. Состояние речевой моторики у детей с моторной алалией // Педагогика и психология: перспективы развития: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции 31 мая 2019 г. – Чебоксары: ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. - С. 73-74.
15. Каримова Ш.Т. О комплексной диагностике и реабилитации моторной алалии у детей дошкольного возраста // Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки: Сборник научных трудов. Отв. редактор Л.М. Кобрина. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 108-111.
16. Кленяева Е.А. Изучение нарушений связной речи у дошкольников с ОНР // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых
2 подгруппа: сенсорные алалии (с избирательной неполноценностью речеслухового анализатора): 1) избирательное недоразвитие фонематической системы по типу нарушения восприятия изолированных звуков; 2) избирательное недоразвитие фонематической системы по типу нарушения восприятия сочетания звуков; 3) неизбирательное и неравномерное недоразвитие языковых систем (звукового анализа).
Группа II. Алалии, связанные с вторичным недоразвитием языковых систем (ведущими являются агнозии и апраксии): синтаксическая (моторная), оптическая.
Группа III. Алалии, обусловленные вторичным недоразвитием языковых систем при ведущем нарушении общих речевых функций (избирательное недоразвитие межанализаторных связей): 1) сенсорно-амнестическая, 2) сенсомоторно-амнестическая.
Классификация В.К. Орфинской построена дифференцированно и даёт ответ на многообразие случаев алалии у детей, а также, как указывала Н.Н. Трауготт, объясняет отличие алалии у детей от афазий у взрослых, что является важным для понимания механизмов данных нарушений и последующей логопедической работы по их преодолению [46].
В отношении механизмов алалии ещё В.К. Ковшиков [17] выдвинул гипотезу, что языковая система не осваивается ребёнком с алалией из-за того, что у него нарушены межсистемные