Логопедическая работа по расширению словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В мировой науке, и в отечественной логопедии, в частности, динамично развиваются вопросы дифференциальной оценки и углубленного изучения специфических языковых расстройств у детей.
Современный этап в модернизации школьного образования начинается с необходимости в переосмыслении целей, задач, содержания, методов и принципов обучения с новых позиций, согласно с требованиями в формировании личности учащегося, которая способна к адекватному поведению в сфере вербальной коммуникации. Именно поэтому государственный образовательный документ - Учебные стандарты школ Российской Федерации - вводит понятие компетенции и ее видов - языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Данный документ ставит перед учеными и методистами в формировании новых задач, тем самым обозначая актуальные направления для научно-методических изысканий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 7
1.1. Особенности логопедической работы по формированию словарного запаса у дошкольников с ОНР 7
1.2. Использование продуктивных видов деятельности по формированию словарного запаса у дошкольников с ОНР 13
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 20
2.1.Особенности словарного запаса у старших дошкольников с ОНР 20
2.2.Разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию глагольного словаря с использованием продуктивных видов деятельности 25
2.3.Анализ результативности коррекционно-развивающей программы по расширению словарного запаса у дошкольников с ОНР 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ, Астрель, 2008. – 308 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников [Текст] : практическое пособие / В. М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 110 с
4.Бардышева, Т. Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. – М. : Скрипторий, 2015. – 264 с
5.Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Владос, 2013. – 287с.
6.Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / В. П. Белянин. – М. : Московский пси.-соц. институт, 2003. – 232 с
7.Волосовец, Т. В. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец. – М. : Сфера, 2008. – 256 с.
8.Винарская, Е. Н. Дизартрия. Библиотека логопеда [Текст] / Е. Н. Винарская. – М. : АСТ, 2009. – 141 с
9.Гимадиева, К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. А. Гимадиева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. – 2015. – № 4. – С. 149-151.
10.Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы [Текст] / О. С. Гомзяк. – М. : Гном, 2016. – 25 с.
11.Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О. Е. Громова. – М. : Сфера, 2003. – 176 с.
12.Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – М. : Аркти, 2002. – 144 с.
13. Дель, С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – №3. – С. 5–12.
14.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2001. – 180 с.
15.Затулина, Г. Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. Я. Затулина. – М. : Центр педагогического образования, 2016. – 64 с. 21.
16.Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда [Текст] / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. – М. : Владос, 2016. – 120 с
17.Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи [Текст] / Е. М. Косинова. – М. : Эксмо, 2011. – 38 с
18..Кондратенко, И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод. пособие / И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
19.Константинова, Е.А. Особенности эмоциональной лексики у дошкольников с заиканием // Царскосельские чтения // СПб.: ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», 2017. С. 34 – 38. [Электронный ресурс]. Системные требования: Аdоbе Асrоbаt Rеаdеr. Режим доступа: httрs://сybеrlеninkа.ru/jоurnаl/n/tsаrskоsеlskiе-сhtеniyа?i=975112 (дата обращения: 20.10.2021)
20.Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь Пальчиковые игры 4 - 7 лет [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб. : ИД «Литера,», 2006. – 70 с
21.Крупенчук, О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб. : ИД Литера, 2013. – 96 с
22.Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-н/Д. : Феникс ; СПб : Союз, 2004. – 224 с.
23.Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. – М. : Гном, 2004. – 72 с
24.Логинова, Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. – М. : ФОРУМ : ИНФРА, 2018. – 64 с
25.Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] : учеб. пособ. для пед. вузов / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Детство-Песс, 2001. – 320 с.
26.Мазанова, Е. В. Обследование речи детей с ОНР 4 - 7 лет. Методические указания [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. : Гном, 2014. – 40 с.
27.Марцун, Н.С. Особенности эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.С. Марцун // IV Машеровские чтения: материалы междун. научно-практич. конф. студ., аспир. и молод. ученых, Витебск, 28-29 октября 2010 г. / Витебский гос. университет; редкол.: А.П. Солодков (гл. ред.). – Витебск: УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2010. – Т.II. – С. 352 – 353.
28.Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2003. – 48 с.
29.Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 506 с.
30.Нищева, Н. В. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР (5-7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 212 с.
31.Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2015. – 100 с.
32.Руденко, В. И. Логопедия: практическое пособие [Текст] / В. И. Руденко. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 287 с.
33.Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР [Текст] / Л. Н. Смирнова. – М. : Мозайка -Синтез, 2002. – 250 с.
34.Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с ОНР [Текст] / С. Н. Сазонова. – М. : Академия, 2007. – 144 с.
35.Сингаевская, О. В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / О. В. Сингаевская // Логопедия сегодня. – 2011. – № 2. – С. 26-30.
36.Танцюра, Т. А. Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Танцюра, Т. А. Данилевич. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.
37.Трубникова, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии [Текст] / Н. М. Трубникова. –Екатеринбург : Урал.гос.пед. ун-т, 2005. – 51 с.
38.Туманова, Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева. – М. : Гном, 2000. – 214 с.
39.Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство Гном и Д, 2003. – 112 с.
40.Тишина, Л. А. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. А. Тишина, А. С. Толпегина // Школьный логопед. – 2010. – № 30. – С. 67-73.
41.Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова . – М. : Эксмо, 2015. – 320 с. 53.
42.Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
43.Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – М. : Академия, 2000. – 511 с.
44.Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина – М. : Просвещение, 2008. – 190 с
45.Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2013. – 240 с
46.Эльконин, Б. Д. Психология развития [Текст] / Б. Д. Эльконин – М. : Академия, 2007. – 144 с.
47.Яшина, В.И. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками [Текст]: Монография / В.И. Яшина, Е.А. Ставцева. – М.: Прометей, 2016. – 190 с.
48.Яфаева, В. Г. Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития дошкольников [Текст] / В. Г. Яфаева – Уфа : ИРО РБ, 2012. – 68 с.
Представленные проекты являются подгрупповыми, в которых участвуют воспитанники с ОНР-3 уровня речевого развития. Период их участие в проекте зависит от степени нарушения, структуры дефекта, этиологии, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его ближайшего развития. Проекты в основном объединяют детей, родителей, педагогов в ходе изучения лексической темы согласно комплексно-тематического плана ДОУ. Тема проектов «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.
Проектная деятельность на логопункте предполагает участие профильных специалистов (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагог дополнительного образования), причем степень участия данных специалистов в проекте может варьироваться как индивидуально, с привлечением одного из них, так и с привлечением двух, трех и более специалистов. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связь между предметами и явлениями.