Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей 3-4 лет
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное воспитание заключается в развитии восприятия ребенком и формирование его знаний о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, вкусе, запахе и так далее. Познавательная деятельность начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает «развитие интересов детей, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени и др.)» [1]. Сенсорное развитие является основой для познавательного. Принято считать, что истоки сенсорных способностей заключаются в общем уровне сенсорного развития, которое достигается в возрасте 3-4 года.
Объект исследования: сенсорное воспитание детей 3-4 лет.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей 3-4 лет.
Цель исследования: дидактичес
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ4
1.1. Проблема сенсорного развития детей 3-4 лет в психолого-педагогических исследованиях4
1.2. Особенности сенсорного развития детей 3-4 лет7
1.3. Средства и методы сенсорного развития детей 3-4 лет11
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ 3-4 ЛЕТ14
2.1. Понятие и характеристика дидактических игр14
2.2. Классификация дидактических игр15
2.3. Методика организации дидактических игр как средство сенсорного развития детей 3-4 лет17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019) // Консультант плюс: правовая база.
Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Психология и проблемы человекознания. ‒ М.: Изд-во «Интпракт. психологии», 1996. – С. 59-158.
Брагуца Е.И. Комплексный подход в формировании представлений о форме и цвете у детей третьего года жизни посредством дидактической игры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S27. – С. 6–10.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. ‒ М.: Просвещение, 1988. ‒ 144 с.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер М.: Просвещение, 1998. 143 с.
Гадаборшева З.И. Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы сенсорного развития дошкольников через овладение продуктивной деятельностью // МНКО. – 2018. – № 4 (71). – С. 378–380.
Горошко Е.В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования // Вестник науки и образования. – 2018. – № 4 (40). – С. 86–89.
Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр / О. Декроли // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / ред. С. Ф. Егоров. ‒ М.: Академия, 2000. ‒ С. 342-349.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоб
Дальнейшим этапом является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Далее следует знакомство с оттенками цвета. Не нужно знакомить детей отдельно со светлотой, отдельно с насыщенностью цвета, так важное как светлота и насыщенность предметов меняются обычно одновременно, создавая разную яркость оттенков. В обиходе мы обычно указываем только светлоту цвета (темно-красный, светло-красный).
В области формы образцами служат геометрические фигуры. Знакомить детей нужно с теми фигурами, которые показывают в обобщенном виде более характерные формы реальных предметов. Это квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и многоугольник. Также нужно обучение детей использованию в качестве образцов плоскостных и объемных геометрических фигур.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети познают, становятся сенсорными образцами и применяются в качестве эталонов при обследовании разных предметов.
Роль родителей