Спoсoбы дoстижения речевoгo автoматизма на урoках английскoгo языка в старших классах
ВВЕДЕНИЕ
Существенные различия между книжно-письменным языком и живой неофициальной непринужденной речью настолько очевидны, что это ни у кого не вызывает сомнения и может считаться общепризнанным.
При установке на овладение разговорными навыками возникает много проблем, связанных с методикой преподавания и с лингвистическим описанием разговорной речи, особенно, если целью стоит достижение автоматизации речи, ее непроизвольность и высокая скорость воспроизведения. Прежде чем решать, что следует предпочитать для усвоения и какими приемами осуществлять активизацию отобранного минимума, нужно иметь представление об основных закономерностях и специфических особенностях устной речи. Разумное выделение того, что подлежит тренировке, возможно только при условии достаточного знакомства с разными сторонами явления.
Важный признак свободной и непроизвольной устной речи – использование ситуативных клише, в основе которых лежит речевой автоматизм. Это объясняется частой повторяемостью жизненных ситуаций, к которым прикреплена речь. К разговорным стереотипам относятся все этикетные формулы, а также автоматизированные реплики-реакции. Кратчайший путь к созданию таких навыков лежит через осознание операций, которые производятся с материалом языка, через совершенствование их путём тренировки и доведения до автоматизма.
Тренировочные упражнения, целью которых является автоматизация какой-либо одной структуры, не всегда могут обеспеч
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. УСТНАЯ РЕЧЬ КАК ОСНОВА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 7
1.1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ 7
1.2 ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО АВТОМАТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 20
2.1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 20
2.2 ДОСТИЖЕНИЕ РЕЧЕВОГО АВТОМАТИЗМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ 22
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Список использованной литературы
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. - М.: 1974, 154 с.
Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. - Екатеринбург: Деловая книга, 2004, 560 с.
Булаева Л.А. Праздник "Hаllоwееn" в гимназии // Иностранные языки в школе. - 1999. - №5, 6 с.
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л., 1985. - 57 с.
Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка.М., Изд-во лит. на иностр. язык1988, 580 с.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997, 300 с.
Зимняя И.Н. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985, 150 с.
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб. - Издательство "Союз", 2001. - 192 с.
Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М., Просвещение, 1973, с.29-188.
Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М., 2000, 450 с.
Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. - М., 1971, 245 с.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Высшая школа, 1996, 500 с.
Медведева И.Л. Психолингвистические аспекты функционирования иноязычного слова. - Тверь: 1999, 455 с.
Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4, с.46-69
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - М., Академия, 2000, 450.
Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие - Минск, Высшая школа, 2000.450 с.
Обучение лексике // Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе // Под ред.А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова и др., Москва, Педагогика, 1981. с.328-363.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещени
Это, во-первых, связано с тем, что процесс оформления устного сообщения - участвует в превращении мысли в высказывание и является промежуточным этапом между мыслью и устным сообщением. Во-вторых, говорение, являясь продуктивным способом реализации предмета речевой деятельности, которой является мысль, говорение, потребность (И.А. Зимняя) является ведущим видом речевой деятельности.
Актуальность обучения оформлению сообщения в устной речи на разных этапах изучения иностранного языка обусловлено тем, что обучение должно быть направлено на формирование речевых навыков, характеристиками которых являются автоматизированность, устойчивость и сознательность и т.д. (Е.И. Пассов, И.А. Зимняя) [16, с.239] При этом многие исследователи отмечают, что экспериментально еще не выявлено какое количество упражнений необходимо для автоматизации навыка (Л.В. Щерба)
Открытия сделанные в области лингвистики,