Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время познавательное развитие дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для нормально развивающегося дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Педагоги считали, что развитие происходит в процессе привлечения человека к разным видам деятельности. Деятельность подразделяется на разные виды (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд, конструирование, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность), но в данной работе будет рассмотрена познавател
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 7
1.1. Особенности познавательного развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Изучение развития детей с задержкой психического развития 11
1.3. Особенности формирования познавательных процессов у дошкольников с ЗПР 19
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Программа экспериментального исследования. 32
2.1. Описание методики констатирующего эксперимента 32
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложение 41
Список использованной литературы
1. Алпатикова, С. В. Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности / С. В. Алпатикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51509/ (дата обращения: 08.06.2022).
2. Батукова Ю. О. Формирование у старших дошкольников с задержкой психического развития конструктивной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 72–77. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192017.htm
3. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». – М., 2002.
4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». – М., 2000.
5. Головей Л.А.,. Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии». – Санкт-Петербург. 2002.
6. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой. Т.А, Лубовского В.И.,. Цыпиной Н.А. М., 1984.
7. Егорова, Е. М. Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. М. Егорова, Н. А. Каламалова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2018 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2018. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4757/ (дата обращения: 08.06.2022).
8. Забрамная С.Д, Боровик О.В. «Методические рекомендации к пособию «Медико-психолого-педагогическое обследование детей». – М., 2002.
9. Кузьмина, Е. А. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста / Е. А. Кузьмина, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 49-57. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13636/ (дата обращения: 08.06.2022).
10. Куликова, Т. О. Воспитание познавательных интересов и любознательности [Текст] / Т. О. Куликова // Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 1989. – 160-175 с.
Защитить себя не умеют, их легко обидеть. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблемы данных детей – трудности в воспитании и в дальнейшем их обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям. Неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. Часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать, говорят «не знаю», «не могу».
Частые пропуски по болезни, не заинтересованность в познание нового приводит к тому, что ребенок уходит из детского сада не подготовленным к школе[24]. Но хотя данные дети вялые, неинициативные, склонные к повышенной фиксации на своём самочувствии, у них наблюдается критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам, которые глубоко травмируют их.
ЗПР психогенного происхождения
Дети этой группы имеют нормальное физическо