Развитие познавательной самостоятельности учащихся на основе использования межпредметных связей при обучении математике в современной школе
Введение
По мере того как меняется общество, меняется и образование. Естественным образом повысился интерес к образованию учащихся современных школ. Оно направлено на общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, и формирует у них такие важные компетенции, как способность к самостоятельному обучению. В наши дни стремительно быстро увеличивается объем информации, поэтому нам необходимо научить детей пользоваться ею. Не менее важно научить их самостоятельно приобретать знания и творчески их использовать. По этой причине поиск возможностей педагогического обеспечения развития познавательной самостоятельности обучающихся в современной школе приобретает особое значение.
В личностно-ориентированном образовательном пространстве современной школы проблема развития познавательной самостоятельности учащихся на основе использования межпредметных связей приобретает особую актуальность.
Формирование активного человека во многом зависит от самостоятельности познания окружающих яв
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся с применением межпредметных связей на уроках математики 9
1.1. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема 9
1.2. Уровни и компоненты развития познавательной самостоятельности школьников в современной школе. 14
1.3. Роль межпредметной интеграции в формировании познавательной самостоятельности учащихся на уроках математики 19
1.4. Интегрированные уроки математики 23
Глава 2. Экспериментальная проверка развития познавательной самостоятельности учащихся на основе использования межпредметных связей при обучении математике 29
2.1. Организация экспериментальной проверки развития познавательной самостоятельности учащихся на основе использования межпредметных связей при обучении математике 29
2.2. Разработка и внедрение интегрированных уроков (их фрагментов) с целью развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках математики 35
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования по развитию познавательной самостоятельности учащихся на основе использования межпредметных связей при обучении математике 45
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 62
Список литературы
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. – URL: https://garant.ru (дата обращения: 30.08.2021)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 25.10.2021). – Текст: электронный.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Изд-во Просвещение, 2008. - 464 с.
Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
Коменский Я. А., Большая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1982. – 656 с.
Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] /Я.А.Коменский. - М., Педагогика, 1995. - 234 с.
Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр
Кулагина Т. И. Развитие познавательной самостоятельности будущих экономистов в обучении иностранному языку / Т. И. Кулагина — «БИБКОМ», 2009 126 с.
Маслов В. И. Глобальный менеджмент: учебно-методический комплекс . /В. И. Маслов. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 79 с.
Половникова, Н. А. Система воспитания познавательных сил школьников [Текст]: (Учеб. пособие) / Н. А. Половникова; Казан. гос. пед. ин-т. - Казань: КГПИ, 1975 (вып. дан. 1976). - 101 с.
Мякишева, Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность / Н.М. Мякишева. М.: Изд-во Просвещение, 2014. - 16-18 с.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980, 240 стр.
Пидкасистый, П.И., Педагогика: Учебник / П.И. Пидкасистый, В.А. Беляев, Т.А. Юзефавич
Определившись с понятием «познавательная самостоятельность», остановимся более детально на структурных компонентах. Характеристика этих составляющих рассматриваемого понятия позволит утверждать, какие из них играют решающую роль в формировании названного качества, обнаружить более значимо действующие обстоятельства, предусмотреть и спланировать совместную деятельность учителя и учащихся, которая позволит повысить уровень развития данного качества.
Основная цель современного образования состоит не только в том, чтобы учителя передавали набор знаний и умений своим ученикам, но и чтобы школьники самостоятельно получали и анализировали новую информацию, развивали умение рационально и эффективно ее использовали ее в быстро меняющемся мире.
В процессе обучения познавательная самостоятельность начинает проявляться как интегративное свойство личности, которое просматривается в умении формулировать ближайшие цели и задачи деятельности, определять способы их достижения и реализации с минимальной помощью или в идеале без помощи. На более высоких уровнях развития познавательной самостоятельности ученик способен контролировать ход деятельности и оценивать ее результаты.