Мотивация учебной деятельности учащихся

Скачать курсовую работу, в которой рассматривается мотивация учебной деятельности учащихся
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.08.2023
Объем файла
65 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдение за работой учителей показывает, что они да¬леко не всегда предают должное внимание мотивации уча¬щихся. Некоторые учителя, зачастую сами того не осмысливая, исхо¬дят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что говорит учитель.  Зачастую в первый же день нахождения в школе ребенок узна¬ет, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему запрещено вставать, когда захочется; запрещяется повернуться к ученику, си¬дящему сзади; и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый чело¬век не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к нему передалось ученикам класса, поэто¬му многие из них тоже относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации в учебной деятельности

1.1. Понятие мотива и мотивации.………………………………………… 5
1.2. Пути формирования учебной мотивации……………………………. 9
Глава 2. Исследование мотивации учебной деятельности учащихся

2.1. Методика проведения исследования…………………………………. 13
2.2. Рекомендации для педагогов…………………………………………. 16
Заключение…………………………………………………………………... 18
Литература…………………………………………………………………... 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. / В.Г. Авсеев. - М.: Просвещение, 2005
2. Березовин Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению / Н.А. Березовин, А.Л. Сманцер. - Минск: Народная асвета, 1987
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2001
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Питер, 2000
6. Клюева Н.В. Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой.- М.: ВЛАДОС –ПРЕСС,2003.
7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - Москва, 1988
8. Левитес Д.Г. Потребностно-мотивационный подход в обучении / Д.Г. Левитес. - Воронеж, 1998
9. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. // Вопросы психологии -2000 - №6. 
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1999
11. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990
12. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - Москва: Педагогика, 1984
13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, №2
14. Немов Р. С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
15. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников / И. Осипов // Лучшие страницы педагогической прессы - 2004 -№1.
16. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения
17. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - М.: Просвещение, 2001
18. Смирнов С.Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии. - М.: Просвещение, 2005
19. Талызина Н.Ф. Пути формирования учебной мотивации / Н.Ф. Талызина. - Москва: Педагогическая психология, 1999
20. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. T

Для проявления учеников, имеющих указанные уровни мотивации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отри¬цательным отношением к учению склонны пропускать уроки под пристойным предлогом. Они кое-как выполняют домашнее задания, не задают вопросы учителю [6,56]. Учитель может использовать беседу с учеником во время проверки домашних заданий. В ходе беседы учитель спраши¬вает, какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудны и т.д. Третий метод - создание ситуации выбора. К примеру, учи¬тель предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Применяя также и такой прием: давая школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает [6,56]. Когда учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого. Как показали исследования, до¬вольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит школьника к плохому пониманию изучае¬мого материала, слабым успехам, неудовлетворенности ре¬зультатом и в итоге к низкой самооценке.