Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
Введение
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям.
В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет нау
Оглавление
стр.
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного развития детей в период раннего детства5
1.1. Содержание понятия «сенсорное развитие»5
1.2. Ощущения и восприятие как основа сенсорного развития ребенка6
1.3. Особенности восприятия детей в возрасте от 1-го до 3-х лет8
1.4. Понятие «сенсорные эталоны»9
1.5. Формирование основных сенсорных эталонов в раннем возрасте10
Глава 2. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей в период раннего детства13
2.1. Понятие «дидактическая игра», её виды13
2.2. Особенности использования дидактической игры в качестве средства для сенсорного развития детей от 1-го до 3-х лет16
2.3. Комплекс дидактических игр, направленных на формирование основных сенсорных эталонов у детей от 1-го до 3-х лет18
Заключение23
Библиография25
Библиография
1. Аванесова В.А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2018. - 160 с.
3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 1978 г.
4. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. -128 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И.М. Кононова и др.// Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
7. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. - М., 1978.
8. Запороже, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М., 1980.
9. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М., 1973.
10. Козлов Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 2017. - 136 с.
11. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964 - 478 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
13. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М Просвещение, 2015.
14. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2018.
15. Маркова Т.А. Творческие игры дошкольников по сюжетам детских книг советских писателей // Творческие игры дошкольников в детском саду / Сост. Д.В. Менджерицкая, К.П. Татищева- 1951.
16. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. - Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 1986 г.
17. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 2019. - 189 с.
18. Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста./ Под ред. Д.П
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета [17, с.102].
Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
1.5. Формирование основных сенсорных эталонов в раннем возрастеВ детском саду основное содержание сенсорного воспитания составляет ознакомление с восприятием цветы, формы и величины.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета, которые расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок