Предикторы гаджет-зависимого поведения в молодежной среде
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что в современном мире развитие технологий совершенствуется с каждым годом, учитывая, что гаджеты помогают человеку решать массу технических вопросов. Смартфоны, портативные компьютеры, планшеты – все они облегчают жизнь обычного человека. Телефоны теперь сопровождают нас повсюду: на работу, прогулку, в гости и даже по дому – они всегда рядом. Однако если злоупотребить использованием таким технологий, то может развиться серьёзная социальная проблема, как интернет-зависимость.
Тема гаджет-зависимости не теряет свою актуальность много лет, а количество детей с интернет и гаджет-аддикцией с каждым годом лишь увеличивается. Никогда еще взаимодействие человека с машиной не был столь сильным и всеобъемлющим. Гаджеты уже незаменимы, но вместе с возможностями появляются и побочные эффекты: нарушение общения и внимания, тревожность и депрессия, проблемы со сном и работоспособностью, а также физические отклонения, как нарушение осанки
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………….………………………….3
ГЛАВА 1. ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ...................................................................................10
1.1. Гаджет-зависимость как расстройство поведения: природа, симптомы........................................................................................10
1.2. Факторы формирования …………………………………….......21
1.3. Влияние гаджет-зависимости на физическое и психическое развитие человека ……………………………….......................30
Выводы по первой главе …..……………….……………………...…....36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ……….............................................................39
2.1. Организация и методы исследования ……………………………39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………...47
2.3. Программа тренинга профилактики гаджет-зависимости в молодежной среде........................................................61
Выводы по второй главе………………………………………………..........69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации [Текст] /И.Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М., 2009. – С. 25-32.
Асмолов А. Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности / А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. – No 7. – С. 5–7.
Бабаева Ю.Д. Интернет воздействие на личность [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – М.: Терра-Можайск, 2008. – С. 12-40.
Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскуновский // Психологический журнал. – 2005. – Т. 19, № 1. – С. 90-100.
Бабанин, Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии: четверть века спустя [Текст] / Л.Н. Бабанин // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии. — М.: МГУ, 2013. — С. 242–244.
Белинская, Е.П. Человек в информационном мире [Текст] / Е.П. Белинская. // Социальная психология в современном мире. – М.: Аспект Пресс. 2008. – С. 202-219.
Беляева, Т.Б. Модель социальной компетентности [Текст] / Т.Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. – 2005. - №31. - С. 9-13.
Березина, А.В. Особенности социальной компетентности геймеров в юношеском возрасте [Текст] / А.В. Березина. – Выпускная квалификационная работа. – ИП ПГГПУ, 2012. – 112 с.
Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / А.А. Бодалев; под ред. А.А. Бодалева. – М. 2011. - 236 с.
Вилюнаса, В.К. Психология эмоций. [Текст] / В.К. Вилюнаса, Ю.В. Гиппенрейтер; под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: изд Моск. ун-т, 1993. – 289 с.
Водолазов, К.А. Особенности социальной адаптации старших подростков, склонных к гаджет-зависимости [Текст] / К.А. Водолазов. – Курсовая работа. – ИП ПГГПУ, 2015. – 45 с.
Войскунский А. Е Метафоры Интернета. [Электронный ресурс] // Ошибки интернет зависимых людей или как
Исследования с помощью электроэнцефалографии показали выраженное усиление мозговой активности с преобладанием возбуждения у людей, которые более трех часов в день играли в компьютерные игры, с последующими явлениями истощения в конце игры [23]. Тайваньские ученые в качестве фактора интернет-зависимости выделили повышенную возбудимость и сниженную чувствительность к награде. Исследования, проведенные в Южной Корее, позволили отнести к факторам интернет-зависимости симптомы СДВГ: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
В контексте изучения индивидуально-психологических факторов формирования интернет-зависимости ученые ставят перед собой задачу – обозначить основные характерологические черты человека, подверженного этой аддикции. К особенностям личности интернет-аддиктов относят: депрессивность, скромность и самолюбие; негативизм; самоуверенность, нетерпимость к критике, сниженную эмоциональность. Отмечают также эмоциональную неустойчивость, низкий самоконт