Систeма воспитательных зaнятий, нaпpaвлeнная нa развитие духовно-нpaвствeнной культуpы млaдших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность человека. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашего государства, о развитии подрастающего поколения, так как у молодежи не всегда проявляются четко нравственные ориентиры. В связи с этим перед учреждениями образования ставятся задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами общества. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности человека, в том числе и учащихся.
Каждое поколение имеет свои ценности и взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, в современном мире уровень поведенческой культуры приобретает своеобразные свойства.Учащиеся все чаще перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Не сл
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 5
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Нравственность как совокупность норм и правил поведения ребенка 9
1.2 Индивидуальная выраженность потребностей детей в контексте духовности людей. 16
Глава 2 СИСТЕМА ДУХОВНО-НАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ 26
2.1 Сущностная характеристика направлений и форм развития духовно-нравственной культуры 26
2.2 Методологическая составляющая реализации системы духовно-нравственного воспитания младших школьников 33
2.3 Результативность опытно-экспереминтальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи / по-становление Министерства образования Республики Беларусь 15.07.2015 №82 // Зборiк Мiн-ва Рэсп. Беларусь. –2015 №19. –С.3-4
2. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации [Текст]/ Т.Л.Белоусова. – М., 2011. – с. 15-19.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, стр. 253-259
4. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников : теория, диагно-стика, эксперимент, технологии и методы : учеб.метод. пос. / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова ; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Планета, 2010. – 280 с.
5. Каиров, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] // И. А. Каиров. - Москва, 2015. -213с.
6. Баранов С. П. и др. Педагогика. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 368 с.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 240 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 251 с. 61
9. Каиров И. А., Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания. М.: 1975. – 320 с.
10. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Бол-дырев. – М. : Просвещение, 1979.
11. Нравственность современного общества [Электронный ресурс] [wеb- сайт]. httр://truеmоrаl.ru/mоrаls.рhр. Дата доступа 20.04.2022 в 18.36
12. Колдунов, Я.И. Нравственное воспитание личности школь-ника [Текст]/Я.И.Колдунова. – СПб., 2007. – с. 197
13. Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. – М., 2005.- С. 468.
14. Подласый, П.И. Педагогика [Тест] / П.И. Подласый. – М., 2003.- С. 43741. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. - СПб., 2008- С. 169.
15. Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т.И. Власова // Педагогика. – 2008. - № 9. – С.25-33
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху — «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно разделяют на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме-суждениях, поступках, действиях личности и критерии, связанные с явлениями, скрытыми от глаз педагога-мотивам