Особенности развития мыслительных операций у младших школьников

Скачать курсовую работу, в которой изучены теоретические аспекты развития мыслительных операций у младших школьников. Охарактеризованы практические аспекты развития мыслительных операций у младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.04.2024
Объем файла
822 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Важное значение в младшем школьном возрасте принадлежит мышлению, т.к. именно мышление является основой обучения. В условиях обучения детей в начальной школе под влиянием мышления происходит интеллектуализация психических функций, обеспечивается становление их произвольности. В младшем школьном возрасте развиваются основные мыслительные действия и приемы (сравнение, обобщение, анализ и синтез и др.), при этом логическое мышление находится на этапе становления. Недостаточная сформированность мыслительной деятельности, в результате, приводит к фрагментарности, а иногда и ошибочности знаний, что осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.
В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что выражается в особенностях мыслительной деятельности обучающихся: подчинение конкретного мышления, основанного на реальной действительности, логическим рассуждениям, при этом недоступным для школьников является использование отвл

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития мыслительных операций у младших школьников 6

1.1. Раскрытие сущности понятия «мыслительные операции младших школьников» 6

1.2. Особенности развития мышления у младших школьников 11

1.3. Психолого-педагогические принципы мышления младших школьников 17

Выводы по первой главе 21

Глава 2. Практические аспекты развития мыслительных операций у младших школьников 23

2.1. Процедура диагностики уровня развития мыслительных операций у младших школьников 23

2.2. Методические рекомендации учителю начальных классов с упражнениями по развитию мыслительных операций у младших школьников 28

Выводы по второй главе 36

Заключение 38

Список использованных источников и литературы 40

Список использованных источников и литературы

Брушлинский, А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение / А.В. Брушлинский. – Самара: Самар. дом печати, 1999. – 128 с.
Вервейко, И.Н. Развитие словесно-логического мышления у младших школьников / И.Н. Вервейко // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – 2015. - № 1 (2). – С. 149-150.
Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – Москва: Смысл, 2005. – 1136 с.
Даирова, Д.В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д.В. Даирова // Школьная педагогика. – 2017. - №3 (10). – С. 1-3.
Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. – Москва: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
Желонкина, Ю.Н. Логическое мышление в дошкольном возрасте / Ю.Н. Желонкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2017. – № 4. – С. 49-52.
Жунисбекова, Ж.А. Использование методов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе / Ж.А. Жунисбекова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-1. – С. 71-75;
Зак, А.З. Развитие теоретического мышления младших школьников: учеб. метод. пособие / А.З. Зак. – Москва: ТвГУ, 1984. – 152 с.
Костюнина, Н.Ю. Развитие словесно-логического мышления младших школьников / Н.Ю. Костюнина, Г.Х. Тимербаева // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. – Казань: Отечество, 2015. – С. 86-89.
Кудряшева, Л. А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 160 с.
Никольская, И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов / И.Л. Никольская, Л.И. Ти

Индивидуальные особенности мышления школьников также характеризуется через предпочтение к использованию одного из видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического).
В литературных источниках присутствует описание различных теорий формирования и развития мышления детей на разных возрастных этапах.
Ж. Пиаже была разработана теория, в которой описываются особенности развития интеллекта детей. Основой теории служит утверждение о деятельностном происхождении основных умственных операций, в связи с чем в литературе данная теория определяется в качестве операциональной. Данная теория представлена четырьмя стадиями:
- стадия сенсомоторного интеллекта;
- стадия операционального мышления;
- стадия конкретных операций с предметами;
- стадия формальных операций [14].
Младший школьный возраст по данной теории соответствует стадии конкретных операций с предметами. По теории Ж. Пиа