Использование виртуальной образовательной среды на уроках музыки в общеобразовательной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Согласно национальному проекту ?Образование? модернизации школьного образования направлена на формирование и развитие цифровой образовательной среды, использование региональных и федеральных информационных сервисов и ресурсов в образовательной деятельности.
В статье 16 ?Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий? Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 ?Об образовании в Российской Федерации? отмечается важность создания в образовательных учреждениях электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя разнообразные средства электронного и дистанционного обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы [73].
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основой современного образования на всех уровнях должны стать не просто знания, а сформированные способы мышления и виды деятельности, умения эффективно действовать в
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………11
1.1. Понятие «виртуальная образовательная среда»………………………... 11
1.2. Характеристика компонентов виртуальной образовательной среды…. 18
1.3. Возможности виртуальной образовательной среды в формировании предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Музыка»………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………38
2.1. Диагностика сформированности предметных и метапредметных образовательных результатов на уроках музыки в общеобразовательной школе (констатирующий этап)………………38
2.2. Комплекс элементов виртуальной образовательной среды в формировании предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Музыка» (формирующий этап)………………………47
2.3. Диагностика сформированности предметных и метапредметных образовательных результатов на уроках музыки в общеобразовательной школе (итоговый этап)…………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………..…...… 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: …………..………….…… 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Азимов, Э. Г. Виртуальная образовательная среда / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Текст : непосредственный // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М. : ИКАР, 2009. – С. 38.
Александрова, И.Э. Гигиеническая оптимизация урока и расписания, или Как обезопасить здоровье в цифровой образовательной среде? / И. Э. Александрова. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2020. – № 1. – С. 109-116.
Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. : Гуман. изд. Центр ?Владос?. 2009.- 335с. – Текст : непосредственный.
Андреев, А.А. Введение в интернет-образование : учеб. пособие / А. А. Андреев. – М.: ЛОГОС, 2003. – 76 с. – Текст : непосредственный.
Астахова, Л. В. Виртуальная образовательная среда: сущность понятия / Л.В. Астахова, Н.С. Запускалова– Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 12. – С. 63– 68.
Атанасян, С.Л. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза : монография / С.Л. Атанасян. - Воронеж : Науч. кн., 2008. – 199 с. – Текст : непосредственный.
Ахметов, Л.Г. Виртуальное учебное пространство: сущность, структура и проблемы управления / Л.Г. Ахметов – Текст : непосредственный // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №10. – С. 42 – 47.
Бабаева, Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д.Бабаева, А.Е. Войскунский. – М. : Сканрус, 2003. – 335 с. – Текст : непосредственный.
Байрамова, С.А. Влияние электронных наглядных средств обучения на образовательный процесс / С.А. Байрамова – Текст : непосредственный // Общество: социология, педагогика, психология. – 2016. – №5. – С.87–89.
Баяндин, Д.В. Виртуальная среда обучения: состав и функции / Д.В. Баяндин – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 113–118.
Баяндин, Д.В. Реализация концепции полнофункциональной предметноориентированной среды обучения / Д.В. Баяндин // Образ
Обучающийся в этой части среды должен стать мотивированной, активной, инициативной личностью.
По мнению Е.С. Полат [53], успешность и качество реализации обучения зависит от эффективной организации и качества используемых материалов, руководства и мастерства педагога, участвующего в этом процессе. Роль педагога – организовать процесс обучения так, чтобы у обучающихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения обучающиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.
Таким образом, виртуальная образовательная среда на уроках музыки становится новым объектом профессиональной деятельности педагога. Современный педагог должен научиться эффективно реш