Развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность
Введение
В процессе самореализации личности необходимо проделать длинный путь, но есть короткий и очень важный период в жизни каждого человека – детство. В этот период его творческий потенциал находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. В концепции дополнительного образования (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014, Пр. № 1726-р) подчеркивается необходимость создания условий, способствующих развитию интереса ребенка к творческим занятиям в различных видах художественной деятельности, в т.ч. изобразительной [54].
Занятия изобразительной деятельностью влияют на духовный мир человека в целом, всесторонне развивая многие способности. Эта деятельность развивает психические познавательные процессы: внимание, зрительные ощущения и восприятие, в том числе и цветовосприятие, память, мышление, воображение, обогащает эмоционально-волевую сферу, расширяет кругозор [23, с. 4].
Одним из ярких характерных признаков художественной деятельности детей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ11
Цветовосприятие в изобразительной деятельности с позиций психологии и педагогики11
Возрастные и психологические особенности развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...16
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ28
Организация опытно-поисковой работы по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста.28
Описание результатов опытно-поисковой работы с дошкольниками на занятиях в изостудии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ58
ПРИЛОЖЕНИЯ65
Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. – М.: Наука, 1979. – 454 с.
Бардин К. В. Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства: Дис. канд. пед. наук (по психологии). – М.: 1963.
– 249 с.
Березина Ю. Ю., Князева О. В. Теория и методика изображения человека: учебно-методическое пособие. – М.: Планета, 2015. – 105 с.
Березина Ю. Ю. Изучение особенностей развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: 2007. – С. 517-522.
Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студ-ов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. – М.: Академия, 1997. – 240 с.
Бубнова М. В. Восприятие оттенков «юным художником» при работе цветом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2016. – № 2. – 23-31 с.
Бубнова М. В. Восприятие художника. Зритель смотрит, а художник «видит» // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сборник факультета ИЗО и НР МГОУ М.: – 2016. – Вып. 2. – С. 15-18.
Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М.: 2011. – 46 с.
Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.
Волков Н. Н. Цвет в живописи – М.: Искусство, 1984. – 480 с.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 540 с.
Гельмгольц Г. О зрении / Г. Гельмгольц. СПб.: Научное обозрение, 1886. – 152 с.
Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности
Целью данной программы является создание благоприятных условий для полноценной жизни ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе различных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарного труда, характерных для возрастных периодов дошкольного детства [59].
2. Программа "Радуга", разработанная авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой. Авторы назвали свою программу, образно сравнив ее с настоящей радугой: семь важнейших видов детских занятий и занятий, во время которых происходит воспитание и развитие ребенка