Развитие внутренней мотивации к учебе у старших подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Проблема изучения мотивации является наиболее актуальной, поскольку в большей мере именно мотивация школьников определяет успешность образования. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости, отказу от самообразования и общей деградации личности. Учитывая рост числа детей, имеющих «мотивационный вакуум», изучение особенностей учебной мотивации становится одной из центральных областей психолого-педагогических исследований.
На данный момент ведущими мотивами обучения являются внешние мотивы, но для повышения эффективности образования, предупреждения потери интереса к учебе необходимо формировать у школьников в первую очередь внутренние мотивы, придающие дальнейшей учебе значимый смысл.
Данный возраст характеризуется формированием и укреплением мотивов, которые соответствуют зрелым формам учебной деятельности. Закрепляются обширные познавательные мотивы, продолжают прогрессировать мотивы самосовершенствования, самообразования, достижения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ 10
1.1 Мотивация: сущность, основные теории и классификации 10
1.2 Подходы к формированию внутренней учебной мотивации 16
1.3 Особенности учебной мотивации у подростков 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1 Организация эмпирического исследования внутренней мотивации у старших подростков 30
2.2 Анализ результатов исследования внутренней моивации в старшем подростковом возрасте 31
2.3 Тренинговая программа по повышению уровня учебной мотивации у старшеклассников 36
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аболин, Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: изд-во КазГУ, 1987. – 278 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. / В.Г. Авсеев. - М.: Просвещение, 2005
3. Березовин, Н.В. Воспитание у школьников интереса к учению / Н.А. Березовин, А.Л. Сманцер. - Минск: Народная света, 1987. – 132 с.
4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М. 2005. – 430 с.
5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж, 2005. – 164 с.
6. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, - М.: Просвещение, 2001. – 312 с.
7. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. - М., 2000. – 282 с.
8. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. СПб., Питер, 2009. – 109 с.
9. Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова. – СПб., СПбГУ, 2000. – 356 с.
10. Водопьянова, Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С.Старченкова. – М., СПб., 2005. – 123 с.
Соответственно, мотивация будет внутренней лишь тогда, когда субъект локализует причину своих действий в себе, считает себя компетентным и включенным в систему значимых отношений. Таким образом, была получена мотивационная линия по В.А. Климчук.
«Мотив» всегда предлагается определенное потребностное состояние субъекта и внешний предмет его удовлетворения, мы предлагаем два критерия сопоставления концепций мотивации. Первый (I) - это характер рассмотрения позиции носителя мотивации: человек может рассматриваться как активный, деятельный, развивающийся субъект. Или, наоборот, - пассивный, реактивный объект внешних воздействий. Второй критерий сравнения (II) - это характер понимания и рассмотрения внешней среды как условия пли источника мотивов. Здесь тоже существует два полюса: внешняя среда может являться набором стимулов, факторов, условий,