Изучение особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
Введение.
Актуальность исследования.
Дошкольное детство является сензитивным для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Таковым является сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. По словам А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Чувственный опыт является основным источником познания дошкольника. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащ
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы сенсорного развития младших дошкольников.
1.1. Проблемы сенсорного развития младших дошкольников в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.2.Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
1.3. Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
Вывод по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
2.1 Подбор методик выявления уровня сенсорного развития. Констатирующий этап
2.2. Разработка и апробация методик, обучающих изобразительной деятельности
2.3. Контрольный этап
Заключение
Список литературы
Список литературы.
Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.
Бондаренко Н.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Ребенок в дет. саду. - 2012. - № 4. - С. 39-45.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. Воронеж: Учитель, 2004. - 270 с.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, С. 147.
Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006.
Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1988.
Венгер Л.А., Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Венгер Л.A., Мухина B.C. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. - с. 14.
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Вернадская М.Э. Критерии развития детей дошкольного возраста / М.Э. Вернадская, O.E. Громова // Педагогика ДОУ. 2003. - № 3. - С. 108-117
Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999. С. 135.
Гирвиц Г. И. Расширение сенсорного опыта младших школьников в процессе предметно-практической деятельности // Школьный логопед. – 2007. - N 3. - С. 42-46
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. С. 31.
Гиппенрейтер, В.В. Любимов, М.Б. Михалевский. Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/ - 2-е изд. 2002.
Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО
А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т.п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства.
Цвет как категория для ребенка начинает уже существовать. Первоначально (до этого) он опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета. Только благодаря отрыву этих свойств от предмета становится возможной работа с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования Д. В. Запорожца, Л. А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер.
Сенсорные эталоны - это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм,