Процесс развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с алалией
Введение
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка как средства общения и познания окружающего мира, развитию у детей правильной и полноценной речи. Лексическая работа в начальных классах имеет исключительное значение в общей системе работы по развитию речи (Е.В. Архипова, П.А. Грушников, Н.В. Костромина, М.Р. Львов, В.В. Морковкин, Г.И. Сниткина и др.), так как достаточный уровень сформированности лексической стороны речи является важной предпосылкой осознанного освоения учебного материала предметов общеобразовательного цикла, полноценного развития устной и письменной речи учащихся.
Наличие недостатков формирования лексической стороны речи обусловливает возникновение проблем в освоении школьной программы. Среди учащихся общеобразовательных школ в группе риска оказываются дети с различными отклонениями в развитии, в частности, с алалией.
Лексическая сторона речи детей с алалией характеризуется количественной
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Теоритическме аспекты изучения литературы по проблеме лексической стороны речи у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………..………....6
1.1.Понятие "лексической стороны речи" в современной литературе……..….6
1.2 Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе……………………………………………………………..…………10
1.3.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией……………………………………..……………………………….……16
Выводы по главе 1………………………………………………………...……..28
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с алалией……………………..………………….29
2.1 Методики изучения лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с алалией……………………………………………….…………...….29
2.2 Содержание логопедической работы по коррекции лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с алалией………………………………..33
Выводы по главе 2……..…………………………………..……………………39
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы не найден
Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубинных синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.
Е. Ф. Соботович (1985) отмечает, что основным при моторной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т. е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и операции комбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушают