Логопедическая работа по нормализации темпа и ритма у старших дошкольников с заиканием
Введение
Из года в год, по мнению специалистов в области нарушений речи, количество детей с различными нарушениями речи увеличивается. Причины тому: рост заболеваемости у детей распространенными заболеваниями, недостаточное внимание родителей, частая подмена живого общения с ребенком компьютером, телевизором, плохая экология и т. д. Недостатки звукового произношения у детей вызывают отклонения в развитие психических процессов: память, мышление, воображение создают комплекс неполноценности, который выражается трудностью установления коммуникативных контактов.
Анализируя реальную ситуацию, сложившуюся в системе дошкольного образования, можно сделать вывод, что количество детей с нарушениями речевого развития постоянно растет. Многие из них - дети, которые заикаются.
Темп и ритм речи играют важную роль в развитии речи. Темно-ритмическая сторона речи координирует работу периферического речевого аппарата, синхронизацию работы голосового, дыхательного и артикуляционного отделов.
Содержание
Введение
Глава Ⅰ. Теоретические основы логопедической работы по нормализации темпа и ритма у старших дошкольников с заиканием
1.1. Этиология и патогенез заикания
1.2. Роль темпа и ритма в развитии речи
1.3. Нарушение темпо-ритмических параметров речи при заикании
Выводы по первой главе
Глава Ⅱ. Опытно-экспериментальное исследование темпо-ритмической стороны речи
2.1. Принципы и методики комплексного обследования лиц с заиканием
2.2. Организация исследования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
2.3. Результаты логопедической работы по исследованию параметров темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
Выводы по второй главе
Глава Ⅲ. Логопедическая работа по коррекции речи у заикающихся
3.1. Психолингвистический подход в коррекционно-педагогической работе по устранению заикания у дошкольников
3.2. Принципы логопедической работы по формированию темпа и ритма речи
3.3. Содержание логопедической работы на различных этапах коррекционного процесса по преодолению заикания у дошкольников
3.4. Анализ результатов эффективности коррекционно-логопедической работы с заикающимися
Выводы по третьей главе
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1
Серия заданий для выявления особенностей темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием и у детей с нормальным речевым развитием на этапе констатирующего эксперимента
Серия 1 «Определение темпа речи».
Единицей измерения темпа является количество произнесѐнных слогов в секунду.
Ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем нужно провести подсчет количества слогов в секунду.
Задание №1: Послушай предложения и повтори:
Утром звонко поют птицы.
Мальчик читает книгу.
Ваня любит рисовать карандашами.
Бабушка вяжет внуку теплые носки.
(максимальная оценка -3 балла)
Задание №2: Ответь на вопросы:
Когда поют птицы?
Что делает мальчик?
Что любит делать мальчик?
Кто вяжет носки?
(максимальная оценка -3 балла)
Критерии оценки:
3 балла говорит в нормальном темпе (4-7 слогов в секунду);
2 балла говорит в ускоренном темпе (8-10 слогов в секунду);
1 балл говорит в замедленном темпе (2-3 слога в секунду).
Серия 2 «Исследование восприятия темпа речи»
При исследовании восприятия речевого темпа предварительно объясняют ребенку, что темп речи бывает медленным, быстрым и нормальным. Рассматриваются картинки символы: черепаха ползет медленно - и говорит также медленно; заяц бежит быстро - и говорит также очень быстро; ѐжик идет спокойно - и говорит нормально, спокойно.
Ребенок должен на слух определить изменение темпа речи в предложенном тексте, который прочитает логопед и должен показать соответствующие символы.
Задание «Сейчас я буду говорить предложение, а ты должен угадать, как говорит логопед и показать соответствующие картинки»:
Из-под топота копыт пыль по полю летит. (быстрый темп)
По веточке ползает длинная гусеница. (медленный темп)
В лесу дети собирали грибы и ягоды. (нормальный темп)
Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)
Зимой дети любят
— Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.
— Заикание у родителей.
— Заикание у сестер и братьев.
— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.
— Характерологические особенности отца и матери.
— Обстановка в семье.
Жилищно-бытовые условия.
Беременность и роды у матери
— От какой беременности родился обследуемый (ая).
— Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.
— Особенности внутриутробного развития.
— Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности;
— Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).
— Особенности течения послеродового периода (закричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы).
— Приложен к груди (сразу; на.........сутки).
— На грудном (искусственном) вскармливании до.......
Период до 1-го года
— Семейные условия.
— Сон, аппетит.
— Инфекционные заболевания.