Формирование представлений о музыкальных инструментах у третьеклассников с задержкой психического развития

В данной ВКР изучены особенности развития психических процессов и представлений о музыкальных инструментах у младших школьников с задержкой психического развития. Разработана программа уроков музыки, направленных на развитие представлений о музыкальных инструментах у третьеклассников с задержкой психического развития.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.03.2024
Объем файла
745 Кб
Количество страниц
97
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3120 руб.
3900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Развитие представлений о музыкальных инструментах является важной задачей в коррекционно-педагогическом развитии младших школьников с задержкой психического развития, поскольку имеет большое значение для развития эстетической стороны личности. Формируемые в этом процессе знания названий музыкальных инструментов, представления об их внешнем виде, звучании (тембр), виду группы, способу извлечения звука даёт возможность для всестороннего развития личности школьника.
Представления о музыкальных инструментах являются базовыми в обучении детей с задержкой психического развития на уроках музыки, поскольку в младшем школьном возрасте закладывается фундамент представлений, основанных на отношении к действительности.
Так, например, ученики начальной школы воспринимают музыку на основе личных впечатлений, житейского опыта.
Исследованиями в области музыки занимались такие учёные, как Т.А. Власова [12], Н.Г.Александрова [2], И.Г.Багрова [5], Г.А.Волкова [89]. Ими были перечислены

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9

1.1 Особенности психофизического развития   младших школьников с задержкой психического развития 9

1.2 Особенности развития музыкальных представлений у младших школьников с задержкой психического развития 13

1.3 Коррекционно-развивающая работа на уроках «Музыки» по федеральному государственному образовательному стандарту 18

1.4 Использование наглядных средств обучения на уроках музыки 21

1.5 Использование дистанционных средств обучения в рамках уроков музыки 24

Выводы по 1 главе 31

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34

2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 34

2.2 Методика обследования сформированности представлений о музыкальных инструментах у  младших школьников  с задержкой психического развития 36

2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению сформированности представлений о музыкальных инструментах 39

Выводы по 2 главе 52

ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 54

3.1.Цель, задачи и организация формирующего эксперимента 54

3.2.Программа коррекционно-развивающей работы на уроках музыки по формированию представлений о музыкальных инструментах у третьеклассников с задержкой психического развития. 55

3.3 Описание коррекционно-развивающей работы по формированию представлений  о музыкальных инструментах у третьеклассников с задержкой психического развития 76

3.4 Анализ результатов по окончании экспериментального обучения 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88

Список использованной литературы 93

Список использованной литературы

1 Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская.-М.: Педагогика, 1982. – 128с.
2 Александрова Н. Г. Ритмическое воспитание. –М.,1924. – 16с.
3 Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем. – М., Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1959. – 150с.
4 Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: Издательство МЭСИ, 1999, - 196с.
5 Багрова И.Г. Использование остаточного слуха в музыкально-ритмической работе с глухими школьниками // Дефектология.-1973.-№ 1.- С.53-58.
6 Бедер Е. Комплексное изучение детей с временной задержкой развития // Дефектология.-1975.- №4.- С.37-41.
7 Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для вузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев.-М.: Академия, 2002. - 414с.
8 Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев, Рос. Акад. Наук, Ин-т психологии.- М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 350с.
9 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие .для студентов высших учебных заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272с. 
10 Валатина Ю.Е. Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии // Нач. школа.- 2000.-№2.-С.37-42
11 Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.,1967. - 415с.
12 Власова Т.А., Лебединская К.С., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Дети с задержкой психического развития: Обзорная информация.- М.: Просвещение, 1976. - 47с.
13 Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.,1985.
14 Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.
15 Готсдинер A.JI. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер.- М., 1993. - 190с.
16 Гринер В.А. Логопедическая ритмика: Пособие для работников логопедических учреждений. - М.: УчПедГИз, 1941. - 80с.
17 Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012. - 288с.

В констатирующем эксперименте приняли участие шесть четвероклассников с задержкой психического развития. Группы учащихся 3-го и 4-го класса в целом репрезентативны. В дальнейшем, мы предполагали участие в экспериментальном обучении группы из трех обучающихся 3-го класса с задержкой психического развития.
В процессе разработки и проведения диагностического обследования были соблюдены следующие основные принципы организации констатирующего эксперимента:
Принцип системности;
Принцип индивидуального подхода и доступности;
Принцип наглядности и эмоциональности.
Диагностическое обследование проводилось с 6 сентября 2021 года по 9 сентября 2021 года.
Всего было проведено 7 встреч. Каждая встреча длилась 20 минут. Диагностика проводилась под руководством учителя начальных классов, в спокойной, доброжелательной обстановке, в первой поло